Найти в Дзене
Анастасия Кошечко

Мятный чай и облака

©Кошечко А.Н.

Как почувствовать счастье? Как разрешить себе быть счастливым? Как дышать, радуясь миру и себе в этом мире?

Нам гораздо легче ответить на вопрос, что делает нас несчастными. Тут список перечислений может быть как из романтической серии «Утраченные иллюзии», так и из серии… Впрочем, такие слова даже писать не хочется. А кому хочется, тот пусть уже фантазирует сам.

Мы выучили с самого детства, как быть обиженными, виноватыми, неудачниками, неумехами, мы выучили, как «нельзя», но так и не узнали, как «можно». И смотрим на мир через постоянное ожидание от него неблагополучия и опасности, с которой не справиться и не пережить. Живем с ощущением тотальной тревоги, которая, как хроническая боль, со временем становится привычной и незаметной. И нам даже комфортно от этой неокейности мира. Потому что, если что, всегда можно найти виноватого или им стать. Но суть дела от этого не меняется: трудно жить в мире, в котором ты не ОК и другие не ОК. Да и сам этот мир, чего греха таить, не ОК миллион раз на дню.

Интересно, что это не про мир, это про нас. Про каждого из нас. Про меня.

Когда-то меня поразили герои романов Хемингуэя, люди «потерянного поколения». Хмурые и молчаливые, прошедшие войну и живущие с этим трудным опытом. Когда одного героя просили рассказать о войне, он говорил звучащую невпопад фразу: «А я люблю оливки в вине». Где логика?! Нигде. Тут не про логику, а про глубину. Про «мужество быть». Сохранились фотографии самого писателя из госпиталя, где он, получив серьезные ранения, запечатлен насвистывающим какую-то веселую мелодию. Молодой солдат вызвал огромное восхищение корреспондентов своей стойкостью и смелостью. Но предыстория этого «насвистывания», ставшего в какой-то степени частью образа Хемингуэя и его героев, очень интересна. В подростковом возрасте Эрнест неудачно упал горлом на торчащую из земли ветку-рогатину, которая проткнула ему горло. Боль была невыносимой и отец, который был врачом, посоветовал мальчику насвистывать, чтобы было легче.

Есть то, что мы видим, и то, что на самом деле происходит. Трудно найти абсолютный критерий, по которому лично для тебя что-то будет или не будет счастьем. Если иногда – это «насвистывание», за которым стоят непрожитые и намертво забетонированные чувства, подлинная женственность и мужественность? Или, наоборот, постоянные рыдания «о себе и о мире» – это тоже не про настоящее и подлинное? Или мы все время ждем кого-то, кто встретится с миром за нас, подарит 500 эскимо или миллион алых роз (я бы, кстати, не отказалась), увезет на край земли, где царит полная гармония… Но такого не бывает, хотя мечтать о хорошем и важном лично для тебя очень даже полезно, это вообще признак психологического здоровья – чего-то хотеть. Речь о другом: если внутри тебя нет цельности без участия кого бы то ни было в качестве ее постороннего критерия, если ты сам для себя не знаешь, что такое счастье, если не разрешаешь себе быть счастливым, увозить/улетать/убегать бесполезно. Просто некуда.

Истина, как всегда, где-то рядом… Я люблю мятный чай и облака. Я чувствую себя счастливой, когда гуляю. Когда чувствую под ногами землю или асфальт, тропинку в лесу или мостовую. Люблю хорошую музыку и хорошие книги. Общение с друзьями. Люблю дорогу, перелеты, аэропорты, мелькающие за окном пейзажи, города и страны. Я люблю возвращаться домой, где меня ждут дорогие и любимые мною люди. Люблю встречи с глубокими, интересными людьми, даже если мы не совпадаем во взглядах. Мне нравятся лекции и тренинги, причем особенно счастливой я себя чувствую, когда сама учусь. Радует и наполняет завершение больших и маленьких важных дел. Возможность мечтать и хотеть чего-то лично для себя…

А вы задумывались, что такое счастье? Что делает счастливыми именно вас?

Фото из личного архива.