Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Тестовая музыка для оценки нашей стереосистемы.Часть первая

Поначалу статьи на подобную тему не было даже в отдалённых перспективах - данная тема очень большая и неоднозначная и браться за неё задача ещё та. Но в одном из  комментариев к недавней статье «О НИХ НЕ СПОРЯТ: Наши музыкальные вкусы и что с ними происходит» прозвучал вопрос: «... назовите несколько альбомов, которые Вы считаете именно великолепно записанными, "тестовыми" для своей аппаратуры...». Сначала я хотел просто перечислить несколько альбомов и тем и ограничиться, но подумал и решил, что так будет неправильно: далеко не факт, что перечисленный мной десяток альбомов подойдёт для каждого - одного может не устроить формат носителя, другого-работа звукорежиссёра (ведь каждый из нас индивидуалист и один и тот же альбом для одного может звучать эталонно, а для другого-совсем наоборот).Ну и наконец сам музыкальный материал: даже будучи идеально записанным джаз - не подойдёт для теста тому, кто слушает рок, а рок не устроит того, кто в восторге от оперы. Да и вот это: «..."тестовыми" для своей аппаратуры...» тоже не ориентир. Ведь если на моей аппаратуре это звучит замечательно, то где гарантия что так же замечательно это будет звучать в вашей системе? Поэтому правильнее будет дать читателю выбор: рассказать хотя бы о нескольких десятках хорошо записанных (с моей точки зрения) альбомов в разных форматах и выпущенных на разных носителях. Ну и конечно же комментарии: делитесь в них своими вариантами, ведь это Вам ничего не будет стоить и к тому же добро всегда должно делаться бескорыстно. На этом пролог можно считать завершённым и я перехожу к самому рассказу.

И начну с того что существуют специализированные тестовые релизы. Чаще всего они содержат технические треки и музыкальные фрагменты для того чтобы настроить звуковой тракт правильно, а заодно и проверить его возможности именно с технической стороны. К примеру фирма «Мелодия» выпускала подобные тестовые грампластинки. Лично я знаком с двумя такими. Они были выпущены в разные годы и соответствуют разным ГОСТам. Есть подобные тестовые диски и на цифровых носителях. В частности на CD/DVD/Blu-Ray. К примеру очень популярен CD «АудиоДоктор» - приложение к журналу  «Салон АВ». Но если сам диск можно просто скачать с какого-нибудь торрент-трекера ( проверял, он там есть), то не забывайте и прилагаемую к нему инструкцию (в формате pdf) читать. У оригинального диска на вкладыше эта инструкция занимает восемь страниц.

Однако существуют и чисто музыкальные тестовые диски. Как правило к их созданию приложили руку компании-производители АС: Focal JM Lab, Triangle,B&W и другие. Есть тестовые диски и у производителей усилителей (Naim,Marantz). На таких дисках как правило собраны композиции способные представить акустические системы(усилители) данного производителя в наиболее выгодном свете. Где взять «живые» подобные экземпляры -не подскажу. Пару раз встречал такие в аудио-салонах и всё. Не думаю что они поступают в свободную продажу. Но на торрентах эти диски есть. Есть они и у меня в таком вот виртуальном виде в количестве около двух десятков.

А вот тестового материала на магнитной ленте у меня можно сказать что и нет. Поскольку нет и магнитофонов как таковых. Кассеты у меня конечно есть, но я не думаю что они настолько идеальны по звуку что их можно было бы назвать тестовыми. Работоспособность аппарата по ним проверить можно и ладно. А те кассетные деки что иногда попадают ко мне, я оцениваю так: записываю на деке кассету не ниже II типа и слушаю. До катушечников же в современных реалиях я ещё не дозрел, но случись сие, буду решать проблемы по мере их поступления. Пока же основные мои форматы CD, SACD, чуть меньше DVD-audio & Blu-Ray audio, конечно же старый добрый винил. А вот всякие хай-резы я пока не знаю к чему отнести. Как не знаю и как к ним относиться. Пока что однозначно сказать что они лучше чем классический компакт-диск-не могу: попадались версии что были однозначно хуже. Но пока всё что я изложил-это общее. Читателю же наверняка хочется конкретики. Ну к ней и перейду. И начну с SACD.

Поскольку SACD дорог то и приобретаются мною подобные не абы как. Поэтому к когорте тестовых я могу причислить практически все фирменные SACD которые у меня есть. Они записаны идеально. А вот среди «самописных»SACD есть и диски «с огрехами», но тут сложно понять в чём причина: в первоисточнике или в неккоректном изготовлении дубликата.

Но сначала «фирма».

Roger Waters “Amused To Death”-наверное самый дорогой SACD в моей фонотеке( на момент приобретения). Нынешнюю цену предсказать не берусь. По звучанию и по спецэффектам несомненный эталон-уж кто-кто, а Уотерс в этом знает толк.

Dire Straits “Brothers In Arms”- вот тут тот самый неоднозначный случай. Дело в том,что это ремастированная версия и, соответственно со всеми плюсами и минусами присущими ремастеру. Высочайшее разрешение, но в определённой системе может звучать синтетично и утомительно. В моем же случае и с ламповым усилением звучит комфортно и с транзисторным-тоже, поскольку транзисторные усилители Accuphase (во всяком случае те из них что из 70-80-х годов ХХ века) ведут себя максимально нейтрально. А вот с некоторыми усилителями, побывавшими у меня на тестах, этот диск вёл себя по-другому.

Фото автора.
Фото автора.

Diana Krall, Matt Bianco, Norah Jones-красивый джаз, фьюжн, инструментал. И звучит всё это почти аналогово, то есть тембрально - максимально близко к винилу.

Трио Суши Ямамото. Фантастический джаз японского трио. И в музыкальном плане и в плане того, как это записано. Причём это у меня уже не «фирма», а самописка. Дело в том что Суши Ямамото ценится в Японии так высоко, что его записи и найти непросто и стоят они совершенно фантастических денег вне зависимости от носителя. Даже простой компакт диск может стоить 3-5 и более тысяч(рублей), а грампластинки за десять и более тысяч - обычное дело. И это только там, без учета налогов и транспортировки.

Ну и на десерт полтора десятка джазовых сборников. Это тоже «самописки», но с замечательным саундом.

Фото автора.
Фото автора.

«Ну и мудотня же в твоей фонотеке....» - высказался ещё один «специалист» в комментариях к статье «О НИХ НЕ СПОРЯТ: Наши музыкальные вкусы и что с ними происходит». Это я к тому, что если и тут кто-то хочет выразить нечто подобное - не утруждайтесь))))- сидите со своим уставом в собственном монастыре - целее будете. Я не про то,что можно схлопотать - нет. Я про короновирус. Он ведь и по сети распространяется. Только если воздушно капельным путём он поражает лёгкие, то виртуально воздействует на мозги в первую очередь. Это конечно шутка, и хотелось бы чтобы она не стала реальностью. А я на сегодня прервусь. Продолжение следует и в следующей части рассказ о компакт-дисках.