Найти тему
КБ Сталкер

Надувная байдарка - из чего делают баллоны?

Оглавление

Обзор вариантов внутренних камер надувных байдарок Щука и Налим

Щука-3
Щука-3

Байдарки "Щука" и "Налим" представляют собой многослойную конструкцию, в которой надувные элементы вставлены внутрь корпуса. Вся продольная жесткость обеспечивает баллонами, поэтому требования к их герметичности очень высокие.

Когда в конце 90-х годов мы начали выпуск байдарки "Щука" и катамаранов, баллоны склеивались из традиционных для туристов прорезиненных тканей - БЦЦ, "чернухи" и т.п. Работа с этими материалами очень трудоемкая и требует высокого мастерства. К тому же качество материалов варьировалось от партии к партии. Производителям приходилось поддерживать связи с мастерами на заводе, которые "по-дружески" предупреждали их о некондиционных партиях. Проклеенные швы спустя некоторое время начинали травить, подкачивать баллоны катамарана или байдарки несколько раз в день считалось нормой.

ПУ-ткань

В это время в России появилась импортная капроновая ткань, покрытая с одной стороны полиуретаном.  Изготовление баллонов существенно ускорилось и упростилось благодаря термосварке. В первые годы в Россию поставлялся только 2-сортный материал из Каррингтона. Но потом удалось наладить поставки первосортного материала, и брак свелся к минимуму. 

К середине «нулевых» ПУ-ткань полностью вытеснила  ткани с резиновым покрытием  и стала основным материалом для баллонов туристических судов.

Баллон из ПУ-ткани
Баллон из ПУ-ткани

ПУ-ткань дорогая, но она стоит своих денег в связи с уникальной технологичностью, надежностью и относительной легкостью.

ПУ-ткань поддается ремонту в полевых условиях, но для активации поверхности ее обязательно нужно обработать ацетоном перед склейкой.

Пленки

Одновременно с переходом на первосортную ПУ-ткань мы занялись поиском альтернативы - легкой и надежной пленки. Было протестировано множество образцов упаковочных пленок, предлагаемых промышленностью.

Самым перспективным материалом оказались многослойные упаковочные ПА-ПЭ пленки, состоящие из нескольких слоев полиамида с одной стороны и полиэтилена с другой стороны. Полиамид обеспечивал прочность, а полиэтилен - свариваемость. Кроме того, полиэтилен стабилизировал прочные, но хрупкие слои полиамида.

Первый опыт использования ПА-ПЭ пленок для серийного производства баллонов в 2004 году оказался "условно удачным". При первой сборке и проверке под давлением в мастерской трескались на складках 2-4% баллонов, но остальные впоследствии выдерживали большое количество циклов сдувания-надувания. Многим пользователям такие баллоны служили по несколько лет. Однако чаще мы получали жалобы на течи по складкам и дефекты швов после первого-второго похода.

В связи с этим с 2009 года мы отказались от использования ПА-ПЭ пленок для бортовых баллонов и оставили их только в подушках сидений. К сожалению, в подделках наших судов используется именно эта пленка, которую рекламируют покупателям как "надежный отечественный многослойный полимерный материал".

В 2018 году был разработан более перспективный вариант, в котором слой полиамида защищен полиэтиленом с обеих сторон. Поэтому новая пленка получила название "Сэндвич". Она не трескалась на складках.

После ряда экспериментов и доработок в конце 2019 года была получена эластичная модификация "Сэндвича", обеспечивающая надежные сварные швы.

Слева баллон из пленки, справа - из ПУ-ткани
Слева баллон из пленки, справа - из ПУ-ткани