Изготовление посмертных масок уходит корнями в далекое прошлое. Как часть погребальной культуры, они начали существовать тысячи лет назад.
Изначально – как часть культа смерти в древних религиях. Например, в египетской, где было принято бальзамировать усопшего. Такая процедура позволяла предотвратить разложение тела, но не могла сохранить лицо, поэтому его, чаще всего, прикрывали посмертной маской, созданной из дерева или драгоценного металла.
С течением времени, значение посмертной маски возрастало – она уже не была частью погребального обряда, зато помогала сохранить память о том, с кого был сделан слепок. Сохранить черты и особенности физического облика исторических личностей удавалось благодаря им.
По ним же, в последствии, скульпторы могли создавать памятники, бюсты и портреты известных людей. Созданные профессиональными художниками, маски усопших знаменитостей являются произведениями искусства. Ведь в них кроются последние эмоции, коснувшиеся лица перед смертью.
Например, автором посмертного изображения Александра Сергеевича Пушкина является скульптор Самуил Гальберг. И хотя великий поэт страдал от тяжкого ранения в последние дни жизни, смерть он принял спокойно, это видно по его расслабленным чертам. Биографы утверждают, что перед кончиной Пушкин убеждал близких отпустить злобу и не мстить за него.
Если изготовление посмертных масок все же включить в ряд искусств, то имя русского скульптора Сергея Меркурова будет идти впереди. Он создал более 300 посмертных изображений великих людей: от Льва Толстого до Владимира Ленина. Все его работы очень убедительны.
С изобретением фотографии, посмертная фиксация обогатилась, в современных реалиях делать посмертную маску довольно экстравагантное решение. Однако изображения известных писателей, художников, политических деятелей, императоров – невероятная возможность посмотреть в лицо самой истории.
Для подобных манипуляций, гипс является самым подходящим материалом. Когда жидкий состав наносится на поверхность, он заполняет собой мельчайшие трещины, а после засыхания сохраняет такие детали, как мелкие морщинки, неровность или одутловатость черт лица.
Сохраняет он и примерное положение мышц, то есть – то застывшее выражение, что было у покойного в последнюю секунду жизни. Исходя из этого, можно предположить, был ли умерший пожилым, или молодым, лежала ли на нем печать страдания, был ли он спокоен, или возбужден.
Все исторические личности хорошо распознаются на своих посмертных масках. И пусть произведения такого искусства выглядят довольно жутко, оно все же является отличным историческим источником.