В нулевые годы состоялась реформа электроэнергетики, прозванная в народе "чубайсизацией". В результате этой реформы энергосистема России разделилась из одной национальной компании на множество крупных и мелких компаний.
Что же дала реформа отрасли? Во благо или во вред она оказалась?
Давайте разбираться.
Первое и самое главное: энергосистема разделилась на два крупных сектора - конкурентный и монопольный. Если раньше вся компания была одной большой госмонополией, то теперь в монополистах остались только сетевики и диспетчеры.
Генерация
Генераторы начали конкурировать между собой. Электростанции объединились в территориальные (ТГК) и объединённые (ОГК) генерирующие компании.
В состав ТГК преимущественно вошли ТЭЦ, поскольку их основной товар - тепло, которое не передаётся на большие расстояния (собственно, поэтому эти генкомпании и назвали территориальными).
В состав ОГК преимущественно вошли ГРЭС. Их товар - электроэнергия, передающаяся на большие расстояния, поэтому электростанции географически могут находиться далеко друг от друга.
Такое деление, не всегда привязанное к региону, привлекло иностранные компании. Несколько ОГК и ТГК купили голландская Enel и немецкая E.On. Сейчас они работают на российском рынке в виде российских же юридических лиц ПАО "Энел Россия" и ПАО "Юнипро".
Кроме них из иностранцев в России генерирующими активами владеет ПАО «Фортум» с материнской компанией из Финляндии.
Российские крупные игроки представлены холдингами ПАО «Т Плюс», ПАО «Интер РАО», ООО «Газпром энергохолдинг», а ещё государственными АО «Концерн Росэнергоатом» и ПАО «РусГидро».
Генераторы получили мощный толчок в виде программ ДПМ, что, конечно, добавило им прибыльности. Часть генерирующих мощностей обновилось, но, к сожалению, по большей части на турбинах зарубежного производства.
Из плюсов ещё можно отметить, что иностранцы несут с собой культуру производства, характерную для своей страны, которая часто отличается от нашей. Нельзя сказать, что зарубежные стандарты лучше или хуже отечественных. Они просто другие. А отличия - это всегда источник развития.
Передача электроэнергии
Основной итог реформы отрасли в том, что даже среди сетевиков появилось некое подобие конкуренции. И основа этой конкуренции - территориальные (их ещё называют смежные) сетевые организации.
"Смежники" берут в аренду или выкупают электрические сети крупных потребителей, организуя таким образом свою сетевую компанию. Потребитель получает арендные платежи, а сетевики компенсацию валовой выручки из тарифа.
Предлагая лучшие условия обслуживания, сетевики борются между собой на "последней миле". На магистральных же сетях безраздельно властвует Федеральная сетевая компания, хотя некоторые регионы свои сети 220 кВ и выше им так и не отдали.
Главный минус такого деления - разрыв горизонтальных связей между "технарями". Они сейчас потихоньку восстанавливаются, но ломать, как известно, не строить. Процесс восстановления идёт очень медленно.
Обмен технической информацией и вообще плотное общение технических специалистов друг с другом в рамках единой компании даёт возможность избежать многих ошибок эксплуатации и сэкономить солидные деньги. Эти средства можно было бы направить на развитие энергосистемы, но их приходится тратить на выживание и борьбу друг с другом.
Потребление электроэнергии
Основная цель реформы - снижение цен на электроэнергию за счёт создания конкуренции. Для этого сбыт электроэнергии выделили в отдельный сектор отрасли. Создали Оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ), рынок системных услуг.
Для регулирования процесса энерготрейдинга создали Администратора торговой системы (АТС) и Центр финансовых расчётов (ЦФР).
В итоге, рынок электроэнергии в общем и целом создался. Конечно, с поправками на территориальные особенности изолированных зон энергосистемы и перекрёстное субсидирование тарифов для населения.
Но тем не менее, цена на электроэнергию формируется по более-менее конкурентным процедурам. Хотя и здесь ведутся непрерывные попытки манипуляций ценами. Основа таких манипуляций в том, что крупные генерирующие холдинги выкупили себе крупные энергосбытовые компании.
Такая "сцепка" даёт возможность влиять на спрос и предложение в угоду крупным участникам рынка.
А вот цены на мощность потеряли свою конкурентность, которая была в самом начале становления ОРЭМ. Дело в том, что доля надбавок по различным программам развития энергосистемы уже ощутимо превышает долю конкурсных отборов мощности.
Всё это привело к росту цен на мощность на оптовом рынке и, как следствие, росту цен для конечных потребителей. Особенно сильно этот рост ощутили на себе потребители-юрлица.
Крупные потребители этот вопрос решают путём ухода в розничную генерацию. Они строят собственную электростанцию и минимизируют потребление от энергосистемы.
Более мелкие потребители ищут возможности снижения цены на электроэнергию. Для этого они обращаются в независимые энергосбытовые компании, а они, в свою очередь, проводят аналитику платежей и договариваются о ценах на электроэнергию с потребителем.
Итог
В общем, реформа оказала положительное влияние на энергетическую отрасль. Она "перетасовала карты" и принесла "свежую кровь".
Однако государственное регулирование в "ручном режиме", в том числе в интересах узких лоббистских групп, нивелирует все эти преимущества и вновь ведёт к росту цен на электроэнергию и тепло.
.............................................
Если вам было интересно, жмите палец вверх!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить обновления
...............................................
Больше информации о рынках электроэнергии