(The Pillars of the Earth, 2010, Канада - Европа, мини-сериал, 1 сезон)
Замах у творцов "Столпов земли", включая самих Ридли и Тони Скоттов (исполнительные продюсеры) был офигеть какой эпичный: экранизировать толстый-толстый одноимённый роман Кена Фоллетта в нескольких сезонах, уже на первый из которых угрохали 40 миллионов американских долларов.
Иными словами, громадьё планов у ребят было под стать местным героям, строящим в 12 веке в британском Кингсбридже огромный собор (выдуманный) по образу и подобию того самого, Солсберецкого... тьфу ты, блин - Солсберийского, конечно же.
Вот только, в отличие от средневековых зодчих, строители "Столпов" завершили лишь первый этап своего творения, после чего сняли верхонки, упаковали инструмент и разошлись. По банальной причине: отсутствие дальнейшего финансирования и наличия иных проблем. Ладно хоть финал у мини-сериала не оборван по живому, и его вполне можно смотреть как законченное произведение. Да и пересматривать можно, ведь даже в таком виде история получилась интересная (её рейтинги на IMDb и Кинопоиске 8,1 и 8,2 - тоже ярчайшее тому доказательство).
Сюжет 480-минутной (8 эпизодов) эпопеи режиссёра Мимики-Геззана смогут пересказать вкратце, небось, лишь он сам да Кен Фоллетт, и то не факт.
Однако начинается их история с того, чем закончился незабвенный "Титаник" Кэмерона - с кораблекрушения. И тоже многотрупного для своей эпохи. Разве что в "Столпах" корабль, перевозивший через Ла-Манш наследника английского престола Вильгельма, почему-то решили сжечь, а не разбить о скалы, как было в действительности. Ну да спишем это на любовь киношников к пиротехнике. В любом случае с огоньком выдалось куда спецэффектнее, чем простой уход под воду деревянного судна во мраке ночи с треском и криками утопающих.
И всё бы ничего - кого в те времена удивила бы даже массовая гибель титулованных особ? - вот только наследничек-то у Генриха I был единственный. А младшая сестра утопшего Вильгельма Матильда была вправе усадить на трон лишь генрихового внука, коим пока не обзавелась, но не себя. Что, конечно, было пусть не скорым, но решаемым вопросом. Да только кто бы позволил Матильде канителиться, ведь в очереди на престолонаследие уже подпрыгивали от нетерпении другие королевские родственнички, не собирающиеся упускать столь жирный шанс.
А в это время в деревне Гадюкино вдали от Лондона развиваются другие, не столь судьбоносные, но тоже драматические события.
Некий каменщик Том "Строитель", чьи руки, несмотря на тогдашнюю антисанитарию, выросли из правильного места, ступил на черную жизненную полосу и пожинает её плоды.
Духовенство и аристократия тех краёв тоже сборище отнюдь не ангелочков, но всё-таки дают Тому шанс отгрохать на месте сгоревшей церкви в Кингсбридже по-настоящему крутой собор. Причём вариант "ниасилил" подразумевал для Тома лишение не только премии, но почти наверняка и головы.
Ну а когда все сюжетные линии сплетутся в один клубок, тут и вовсе начнётся такое... такое...
***
В общем, та ещё "санта-барбара" с военно-политическими разборками холодным оружием, ядами и прочими летальными фишками. Нынче, разумеется, такие страсти-мордасти сравнили бы с "игро-престольными", однако "Столпы земли" были сняты раньше. И их можно заподозрить лишь в попытке повторить успех сериала "Тюдоры", но не сегодняшнего флагмана этого направления.
Как бы то ни было, но и "столповая" литературная основа, и сами её экранизаторы были под стать друг другу. То бишь серьезными и профессиональными. Поэтому удивляет, что Скотты и К° ограничились лишь одним сезоном своего детища, тогда как его высокое качество, напротив, уже ничуть не удивительно, а закономерно.