Арина Петровна была научным сотрудником. Это по должности. А по факту - сотрудником она была незаменимым. По крайней мере, сама она считала именно так и пыталась убедить в этом коллег и начальство.
После института сюда, в НИИ, ее пристроила мама, местная знаменитость - амбициозная карьеристка. Всю свою деятельность она посвятила коллекционированию почестей, грамот и медалей. На рабочем месте ее никто никогда не видел - электровеником носилась она между профкомом, отделом кадров и дирекцией, что-то "выбивая", что-то доказывая, что-то подписывая.
К выходу на пенсию она имела все возможные медали - чуть ли не участника Куликовской битвы - раз она существует, ее надо получить любым путем. Когда даму проводили на пенсию, все вздохнули с облегчением.
Арина Петровна традиции мамы поддерживала с первого рабочего дня. "Мастер ИМД - имитации кипучей деятельности," - подшучивали над ней коллеги, но в открытый конфликт вступали редко: довольно быстро стало понятно, что Арина Петровна очень много информации, как служебной, так и личной, сливает зав.лабу в приватной беседе за чашечкой кофе. Причем, никогда не делала этого прямо - лишь намеками.
"Михал Иваныч - такой старательный сотрудник, просто пример для многих! В научно-техническую библиотеку поехал информацию для исследования искать. И уже не первый раз. И снова в пятницу после обеда. И ведь не лень ему!.. - она делала паузу и добавляла: - Сейчас же на даче самые горячие деньки - каждый час на счету... Особенно у тех, кто, как Михал Иваныч, стройку затеял..." И Михал Иваныча вдруг лишали премии - без объяснения причин...
Между коллегами Арина Петровна тоже любила вносить раздор: грустно вздыхая, сетовала на то, что Анне Алексеевне премию дали выше, чем остальным инженерам такой же категории (за что???) - случайно увидела ее листок из бухгалтерии, а Василь Кузьмичу разрешили один день прогулять даже без заявления за свой счет - видите ли, у него событие - 40 лет со дня свадьбы, лаборантам дали талоны не только на еду, но и на молоко (талоны пропадающие дали, вместо того, чтобы сдать обратно) - почему лаборантам? Мало ли, что в грязи по уши работают, есть ведь люди, кому это молоко было бы нужнее, правда?...
Но не только "общественной деятельностью" славилась Арина Петровна. В рабочих вопросах она тоже была на высоте. Не в силах построить на компьютере элементарный график, она в приказном порядке требовала сделать это за нее молодых ребят-лаборантов: в компьютерах они разбирались гораздо лучше, хоть и по должности были ниже.
Получив результаты, она тут же бежала к зав.лабу показывать "свою" работу. Отчеты, над которыми работала вся группа, она тоже частенько носила "показать" - через голову руководителя группы - она тихонько скреблась в дверь кабинета зав.лаба и вкрадчиво шептала: "Я вот тут отчет написала, вы посмотрите, все ли Я правильно сделала?"
...Перед приездом американской делегации вдруг заболела уборщица, и всех сотрудников отдела отправили драить пол в коридоре и мыть окна. Арина Петровна около часа мыла пол около кабинета зав.лаба - закуток метра в четыре. "Там уже чисто" - намекали ей. "Я лучше знаю!" - не соглашалась она и продолжала намывать до тех пор, пока начальник не вернулся с обеда и не оценил ее трудовой подвиг.
Отпуска в лаборатории были длинные - полтора месяца, поэтому договаривались уходить всей группой, чтобы потом всей группой снова приступить к работе. И только Арина Петровна была категорически не согласна: когда все отдыхали, она одна сидела в кабинете (естественно, работы не было), а когда все возвращались, уходила в отпуск она.
"Вот вам ключ от моего кабинета, - к ней перед отпуском зашел начальник группы, - Если будет нужно, можете нужные данные посмотреть на моем компьютере. Или в случае проверки открыть кабинет. И вот ключи от нашего ангара - там сейчас ремонт будут делать, вам надо будет утром открыть дверь, а вечером закрыть... В чем дело?" - Арина Петровна изменилась в лице и он это заметил.
"То есть вы хотите, чтобы я одна за всю группу работала, пока вы отдыхаете? Это же двойная ставка должна быть - мне в двух местах работать придется! Пишите служебную записку зав.лабу, что я тут буду больше месяца пахать, пусть мне повышенную премию в этом квартале выписывают! Вы же видите, какая я незаменимая!"
...А потом в институте наступили не самые лучшие времена. Начались сокращения. Зав.лабу пока приказали сократить всего лишь одного человека. Удивительно, но он не раздумывал ни минуты и подписал приказ на увольнение "самого незаменимого" сотрудника лаборатории...