В Интернете появилась информация о фактическом отстранении азербайджанского министра обороны Закира Гасанова от управления вооруженными силами Азербайджана. Происходит это якобы по инициативе Турции и является частью турецкого плана по удалению из азербайджанской армии командиров, прошедших советскую (российскую) подготовку, имеющих какие-либо связи с Россией. Такой план действительно может существовать, но объявлять о его реализации официально никто не станет, не следует ждать и официального подтверждения информации о фактическом отстранении азербайджанского министра обороны от командования – ведь речь идет не об официальном, а о фактическом отстранении.
Турции выгодно оставить формальное военно-политическое руководство Азербайджаном азербайджанским военным и политикам при установлении плотного турецкого контроля за их деятельностью. Осуществлять такой контроль можно через приставленных советников и консультантов, через различные формы турецкого давления на азербайджанское руководство. Такое положение позволит Турции действовать чужими руками и избегать прямой ответственности, а руководство Азербайджана сможет официально заявлять об отсутствии внешнего вмешательства, о неучастии третьих стран в событиях на азербайджанской территории.
На данный момент имеется достаточно оснований предполагать реализацию в Азербайджане именно таких планов по крайней мере в отношении управления азербайджанской армией, при попустительстве и соучастии высшего азербайджанского руководства. Азербайджанская армия нисколько этому не сопротивляется, напротив, получает от этого удовольствие. Тот же азербайджанский министр обороны, в прошлом выпускник Бакинского высшего общевойскового командного училища и советский офицер, уже давно сотрудничает с турецким военным командованием, встречается с министром обороны Турции и даже побывал на приеме у самого Эрдогана. Он и сам охотно исполнит роль формального министра при фактическом турецком управлении.
Информация о фактическом отстранении от командования азербайджанского министра обороны на самом деле не такая уж и новость. Сведения о переводе армии Азербайджана под турецкое оперативное управление не раз появлялись в СМИ. В середине октября газета "Коммерсантъ" сообщала о переброске из Турции в Азербайджан помимо вооружений также и 600 турецких военнослужащих, включая инструкторов и военных советников для непосредственного участия в управлении войсками при проведении боевых операций. В Баку приезжали высокопоставленные турецкие военачальники и турецкий министр обороны. Сообщалось и о переброске в зону карабахского конфликта сирийских боевиков и ливийских наемников, что является дополнительным подтверждением активной роли Турции.
Однако перевод азербайджанских вооруженных сил под турецкое управление помимо чисто военной составляющей может иметь и далеко идущие политические последствия, и об этих последствиях надо бы крепко подумать и руководителям Азербайджана, и российскому руководству. В Азербайджане, с его политическими традициями, роль армии высока не только во время военных действий, но и при формировании государственной власти, и в процессе передачи этой власти, запланированной или внезапной. Тот, кто фактически управляет азербайджанской армией, сможет сказать решающее слово при назначении руководителей государства и определении государственной политики.
Турецкий контроль над азербайджанской армией может обернуться переходом Азербайджана под турецкое влияние. Для России это будет означать ухудшение ее геополитических позиций на Южном Кавказе, прямую угрозу границам российского Дагестана – региона сложного и не самого спокойного. Азербайджану это грозит фактической утратой государственного суверенитета, а действующему азербайджанскому руководству – некоторой неопределенностью его дальнейшей судьбы. Турция наверняка захочет избавить Азербайджан от руководителей, обремененных советским образованием и воспитанием, да еще и всякими российскими связями, и это коснется не только азербайджанской армии. Президенту Алиеву не стоит обольщаться турецкой дружбой. Туркам для про-турецкого (под-турецкого) Азербайджана будет нужен совсем не такой президент.