В этой статье я расскажу о такой могучей человеческой эмоции, как ГНЕВ. Столько судеб он разрушил, столько дров наломал. Очень важно понять, что в случае с гневом, — или вы его или он вас. Третьего не дано.
Люди обычно боятся гнева. Они знают, что гнев, если уж он возник, остановить трудно. Как свой трудно, так и чужой. Гнев – это «цунами» среди человеческих эмоций. А цунами, — это всегда страшно. Поэтому родители, с малых лет, не дают ребятишкам гневаться в принципе, подавляя у них любое проявление гнева в зародыше:
— Что губки поджала? Только попробуй еще раз рот раскрой на меня… — Не дай бог, еще что-нибудь дома швырнешь, сам следом так полетишь, что стенка от страха отскочит. — Ты еще раз так поорешь в классе, — в дурку сдадут. Я доставать тебя оттуда не буду. Живи там с психами, раз такой же…
Так и говорят, угрожают, а иногда еще и поддадут для лучшего запоминания. Сильнее гнева эмоций у человека нет, и чувствуют его все, но… прячут, прячут, прячут. Принято, что нельзя его показывать. Люди могут говорить о своем раздражении, злости, обиде, но только не о гневе. Могут выражать все другие эмоции, но только не гнев.
Почему так? Посудите сами: Если я скажу: — Я разгневан, — все сразу ждут от меня бурного действия. Оно должно соответствовать «цунами» и сокрушить объект гнева. А если это начальник, собственный ребенок, человек в очереди, где вы стоите, — попробуй, выпусти гнев наружу. И бурный гнев остается уделом психопатов или тех отморозков, которые ничего не боятся. Тотальный контроль над собой – признак цивилизации. Любая эмоция может быть спущена на тормозах. Но гнев должен обязательно или завершиться действием, или это не гнев. Гневаюсь – значит, я потерял контроль. Гнев, наступив, подчиняет себе мгновенно. Он не бывает маленьким и слабым. Если пришел, должен вылиться весь и сразу словом, действием, событием. Мы его боимся с детства и начинаем прятать, выдавать за другие эмоции…
Часть 1. Как и все в этом мире, гнев из чего-то состоит. Вот его структура:
- Папа любой агрессии – страх.
- Ее мама – неудовлетворенность желаний.
Вспомните видео-картинки Ютуба, когда некто подкрадывается к кому-то и резко пугает. Какая наступает реакция? Агрессия! Напуганный человек вопит и, автоматически, начинает махать руками, пытаясь наносить удары. Агрессия – это зашита от страха.
Пример: С детства мальчик боялся отца. Отец бил, пил, а потом пил и снова бил. Почему такой мальчик становится агрессивным во взрослом состоянии? Таким его делает постоянное желание перебороть свой страх. Нападать на окружающих, вызывать чувство страха у них означает для него создавать вокруг себя зону страха, в которую никто не войдет и не обидит. Он живет по принципу: — Я пугаю, потому что боюсь. Агрессия защищает. Можно привести в пример котенка, раздувшегося и фырчащего, ежика, енота. Любую другую животину:
— Я раздутый, резкий, большой – не подходи – зацеплю и покалечу…
Получается цепочка: «Беззащитность» – «Страх» – «Агрессия» …
А.если приписать в конце этой цепочки еще «Удовольствие»?! Вот так из испуганного котенка и ежика получается маньяк. (Но это пусть будет другая, отдельная тема).
Пример: Идем мы по улице, а кто-то нечаянно, но грубо нас толкает. Каково наше первое желание? Сразу резко ответить. Или, стоим в очереди, а кто-то шутит с продавщицей, считает и роняет мелочь, не может долго выбрать марку сигарет. Чего хотим мы очень сильно тогда, — наказать товарища, сразу, тут же и жестко.
Или, еще: Начальник требует сидеть перед праздником, тупо высиживая рабочее время, хотя уже через шесть часов Новый год наступает, сами знаете, — чудаки такие бывают! Охота его убить? Еще как, признаемся себе в этом. Убиваем? Конечно, нет!
Вот и возник гнев от неудовлетворенного в момент возникновения желания. То, что мешает нам осуществить желание, становится объектом нашего гнева. Гнев выступает, как форсаж наших действий. Психика принимает решение:
— Если не хватает простой злости или неудовольствия, чтобы решить ситуацию, давай-ка запустим гнев.
Он ведь – «цунами», все снесет и незадачливого покупателя и кассира вместе с кассой. Гнев становится способом заставить нас совершить то, на что не хватает других эмоций. Энергия этой «цунами» наших эмоций способна смести и «врага» и, к сожалению, часто нас самих. Ведь понесшуюся волну гнева остановить уже невозможно, как настоящую морскую.
А иногда гнев – наш последний шанс преодолеть запреты и осуществить желаемое, но неосуществимое для многих. Он – возможность проявить агрессию и добиться выполнения этого желания. На этой энергии основана большая часть криминала: изнасилования, убийства, нанесение увечий, вреда здоровью и т.д.
Вывод:
— Страх превращается в агрессию — Обилие подавленных желаний задает ее вектор.
— Вместе, страх и желания дают гнев — Гнев дает колоссальную энергию для добычи желаемого и преодоления страха..
А теперь подумаем, сколько таких желаний и страхов у каждого? Попробуйте сосчитать хотя бы свои. Накапливается все: Зарплата опять маленькая, Новый год скоро, работа недоделана, батареи не горячие, раздражение на ребенка…, повод любой — от уроков, до нерасчесанности и повышенной лохматости. Чем больше желаний не реализовано, тем больше их накапливается, как в вулкане… А потом, как рванет! Но нет, — взрывается у психопатов, а остальные умеют подавлять. С самого раннего детства, как приучили родители, так и делают — давят в себе взрыв…
Плохо это или хорошо? С одной стороны плохо – болячки всякие потом от этого возникают, как, я постоянно рассказываю в ИНСТАГРАМЕ @dr.nerovnykh . А, с другой, это очень хорошо. Если бы мы гнев не сдерживали, то нас бы наверно не было вообще, как вида. Неандертальцы бы так и бегали друг за другом по Земле до сих пор, но и их бы было мало.
(продолжение следует)