В юности хорошая память и высокая скорость решения задач облегчают учебу. Однако психологи советуют не отказываться от получения новой специальности и в более зрелом возрасте. Многие интеллектуальные задачи более взрослые люди решают гораздо эффективнее, чем молодые.
По данным некоторых исследований, когнитивные способности снижаются уже после 27 лет. До какого возраста мозг способен воспринимать новые знания?
В общем виде ответить на вопрос, насколько мозг в определенном возрасте способен к обучению, невозможно. Нельзя сказать однозначно, что до 30 лет когнитивные функции (т.е. познавательные функции, такие как память, мышление, внимание, речь и другие) хорошо работают, а после 30 — хуже.
Существуют теории, согласно которым мозг после 30-35 лет начинает стареть. Однако, даже если и происходит старение мозга, это не означает нарушения когнитивного функционирования.
Насколько хорошо мы можем учиться после 30?
Это во многом зависит от того, чему и для чего мы обучаемся. Например, изучать иностранный язык, действительно, будет сложнее, чем в детстве и в юности, а вот совершенствоваться в профессии и систематизировать знания легче в более зрелом возрасте.
Профессионала в 45 или 50 лет не сравнить со специалистом в 25 лет, который выходит из вуза. Есть знания и стратегии работы с информацией, которые формируются постепенно.
Человек, который закончил школу, институт и работает по специальности всю жизнь, так или иначе все время учится, совершенствуется, приобретает опыт.
Молодые быстрее обрабатывают и усваивают информацию? Или у них лучше рабочая память?
Современная модель рабочей памяти включает в себя четыре огромных блока, охватывающих практически всю психику. Эти блоки включают и прошлый опыт, и навыки, и стратегии; они опираются на работу всего мозга. Нейрохирург в 25 лет, скорее всего, не сможет держать в оперативной памяти необходимые знания так же хорошо, как нейрохирург в 50 лет.
Что касается скорости обработки информации, то здесь ответ зависит от критериев. Если в качестве критерия использовать выполнение механических задач (например, счет), более молодые могут выигрывать у старшего поколения. Если же мы говорим о решении серьезных интеллектуальных задач, то тут можно поспорить. Почему люди рвутся к профессионалу опытному, а не к молодому? Потому что тот примет решение быстрее и точнее, более верное, чем молодой.
Вопрос не только в скорости обработки информации (информация бывает разная, разного типа и для разных задач), но и в том, в каком контексте эта информация должна обрабатываться, т.е. в способности охватить контекст. По мере накопления профессионального опыта эта задача решается лучше.
Образно можно сказать так: молодой специалист делает каждый шаг быстро, но шагов ему нужно 100. Опытный профессионал шагает медленнее, зато ему достаточно 20 шагов.
Кроме того, у зрелого человека есть определенный опыт преодоления сложных ситуаций, которого нет у молодого, что опять же ставит его в более выигрышное положение. Есть опыт переживаний — на что тратить свои эмоциональные силы, а на что нет. Ресурс меньше, чем в более молодом возрасте, но лучше навык его распределения, целенаправленного использования.
Если человек в зрелом возрасте хочет получить новое образование и сменить профессию, то возрастные изменения мозга и необходимость погружаться в новый контекст работают против него?
Ему придется смириться с тем, что все бонусы зрелого профессионала теряются и нужно начинать профессиональную жизнь с нуля. Если мы говорим о 30-летних людях, то это возраст еще молодой, достаточно высока пластичность мозга и темповые характеристики психической деятельности. Разница между 20 и 30-летними не такая большая, поэтому тут возможности широки.
Разница между 20 и 40 годами будет, может быть, не столь критична, но уже заметна.
Если второе образование получают не просто для общего развития, а для освоения новой профессии, то будет иметь значение, пересекается ли то, что уже усвоено, с контекстом новой профессии.
Что-то принципиально новое освоить, конечно, будет труднее. Но если человек в 30 или в 40 лет настроен серьезно и готов справляться с той нагрузкой, которая у него будет в вузе, он сможет переквалифицироваться — пусть даже ему будет труднее, чем в 16-20 лет.
Всегда ли тот, кто получил второе высшее, становится настоящим профессионалом в новой для себя области?
В нашей стране ко второму или дополнительному образованию относятся совсем не так, как к первому, требования оказываются иными. Поясню. Абитуриент после школы сдает довольно сложные экзамены, чтобы поступить в вуз. Когда речь идет о втором высшем или дополнительном образовании, у нас практически нет экзаменов, нет отбора, что позволяет людям, возможно, не имеющим необходимого интеллектуального и образовательного уровня, идти учиться.
Далее, «первое» студенчество предполагает сдачу серьезных экзаменов в процессе обучения: если студент «не тянет», то он отчисляется. Если человек идет получать дополнительное образование, он, пока учится, практически не отчитывается перед преподавателями и выходит в итоге неполноценным профессионалом.
Поэтому часто проблема второго образования упирается в качество освоения новой профессии.
Отдельный вопрос касается творческих специальностей. Иногда человек в 50 или 60 лет начинает рисовать и становится хорошим художником. Такое вполне возможно, поскольку для этого не требуются фундаментальные знания.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, старение начинается после 50-55 лет. Если считать, что средняя продолжительность жизни составляет примерно 80 лет, то возраст инволюции, как его называют, занимает примерно треть нашей жизни. И все это время мы можем продолжать развиваться: если не для профессии, то уж точно для себя.