Профессор Щукин сказал Воздвиженскому:
- Был такой зоопсихолог Конрад Лоренц. У него была тетя, которая жила в Австрии. Каждые девять месяцев тетя Конрада Лоренца нанимала горничную - святую трудолюбивую девушку. Святой девушка оставалась ровно два месяца. Тетя не могла ей налюбоваться, делала ей подарки и т.д. В общем, не было в Австрии горничной лучше. Постепенно она начинала тетю раздражать. Тетя подозревала ее в разных грехах, краже какой-нибудь заколки, кипела и тряслась от злости. Ровно через восемь месяцев тетя выгоняла горничную после очень нехорошей сцены. Еще месяц тетя сидела в грязи, а потом нанимала новую горничную - святую девушку. И опять все повторялось. Когда это повторилось в пятый раз, и пятая святая девушка ровно через восемь месяцев вылетела ракетой, Конрад Лоренц всерьез занялся зоопсихологией. Так самоотверженная австрийская тетя определила дальнейшую судьбу своего племянника.
И смысл в том, что действительно процентов 90 людей живут по этим циклам. В политике был святой Сталин, потом развенчание святого Сталина. Святой Горбачев - развенчание святого Горбачева, которого сменил святой Ельцин... Святой Ющенко, святой Янукович, святой Лукашенко ну и так далее... Берем почти любые отношения - эти фазы обязательно проявятся.
Студентка идет под ручку со святым юношей - и вот через месяц они уже по разным лестницам друг друга обходят. Он оказался деспот и тиран... В общем сплошная цветная революция! Или вот у нас сейчас святой декан...
- Разве святой? - спросил Воздвиженский, поморщившись.
Щукин посмотрел на Воздвиженского, взглянул на календарь, посчитал что-то на пальцах и пошевелил губами.
- Ну, да-да... Уже недели две как не святой! - признал он. - Короче, везде эти самые циклы! Чем теплее отношения будут вначале - тем резче потом спад. Это как график такой. Мы его втайне ощущаем, поэтому с соседями стараемся не говорить больше двух слов. Скажешь больше двух слов, нечаянно перегреешь отношения, а это опасно, потому что с соседями надо дружить долго. Значит, лучше сделать график отношений плавным и формализованным. Но это же противно, в конце концов, хотя и разумно! Я все жду, что люди научатся ломать свои циклы, но пока даже свои циклы ломать не научился.
- А чего тогда делать?
- Наверное, просто терпеть. Знать это за собой и терпеть. Понимать, что тут как в подводной лодке - никуда не денешься. Есть у тебя жена - одна на всю жизнь, есть декан - один на всю жизнь. Не идеализировать, но настроить себя на ровные отношения. И не давать себе из подводной лодки выскочить. Потому что потом этот алгоритм бегства будет бесконечно усугубляться. И либо человек признает, что он цикличен и победит себя, либо навеки проиграет.