Найти тему

Что развивать в детях?

Любой родитель желает, чтобы его чадо было принято обществом, было успешно и счастливо. К пяти-шести годам ребёнок начинает интересоваться окружающими людьми, их желаниями и состояниями, делает первые попытки поставить себя на их место. Эта способность понимать, чувствовать состояние другого человека называется способность к эмпатии. Мы бессознательно воспринимаем эмпатичного человека как «хорошего», «приятного» и хотим с ним иметь дело. Поэтому у эмпатичных людей обычно хорошие отношения на работе, в семье несмотря на их профессиональные компетенции и внешность. И наоборот, с малоэмпатичными окружающим тяжело, и их общества стараются избегать.

Не менее важна и способность к рефлексии – умение распознавать свои собственные чувства и потребности и говорить о них. Такая способность говорит о психологическом благополучии, так как эмоциональная немота (алекситемия) часто связана с вытесненными в бессознательное проблемами и приводит к физическим болезням. Поэтому дети, которым приходится жить в атмосфере скандалов, неприязни, постоянной тревоги выбирают защитное онемение чувств. Дети, которые предоставлены сами себе с трудом развивают способность к эмпатии и рефлексии, так как у них просто слишком мало для этого материала.

Эмпатия и рефлексия – важные составляющие социального и эмоционального интеллекта, они определяют качество жизни человека намного больше, чем академическая успеваемость. Лучший вклад в будущее ребёнка - это не куча секций и кружков, а большой объем разнообразного и живого общения со всеми членами семьи, в котором взрослые проявляют эмоциональную зрелость и внимание к чувствам своим и окружающих.

-4