Доброго всем времени суток. Однажды в уже не студеную, но все еще довольно мерзкую, весеннюю пору, лежа на мокром асфальте и пытаясь открутить сгоревший стартер одного из тягачей, меня посетила мысль — в каком месте я свернул не туда? «Учись хорошо, у тебя будет интересная работа и достаток» — частенько говорили мне родители во времена, когда я еще не полностью оброс волосами. Подозреваю, что они имели в виду что-то другое..
Периодически попадаются ветки форумов, в которых обсуждаются нюансы начала предпринимательской деятельности в автомобильных перевозках. Одни спрашивают совета, другие... Они отвечают. Не всегда корректно, не всегда по делу, не всегда на поставленный вопрос. Как правило разговор довольно быстро утекает в сторону, поэтому решил кинуть свои пару копеек в копилку знаний тех, кто решил пойти этим непростым путем.
«Если вы решили начать свой бизнес — займитесь тем, что хорошо знаете» — один из самых ценных советов, полученных мной в студенческие времена. Иосиф Яковлевич Кац, низкий вам поклон. Вдогонку, совет от человека жующего эту баланду уже больше десяти лет. Если за бутылкой вечернего пива ваш старый приятель/родственник/коллега (нужное подчеркнуть) вдруг предложит вам взять на пополам фуру/самосвал/газель (нужное подчеркнуть), потому что это нормальная тема, есть рукастый парняга, который пойдет водителем — поссорьтесь с ним немедленно и желательно навсегда. Результат тот же, но вы сэкономите значительное количество времени, нервов и денег. Если предложение звучит немного по-другому, что-то типа: «Серег, у меня есть хороший знакомый, сидит на денежной теме, нужно купить машину, водитель на работу у меня уже есть, но я сейчас на мели. Давай, ты сейчас возьмешь машину, тут кстати есть одна на примете — огонь тачка, а я все разрулю. Буду заниматься машиной и, там за месяца два-три, тебе половину денег верну. Тема нормальная, стопудово» Собственно, вы уже знаете, что нужно делать. Только в данном случае, можете сразу же настучать ему в бубен/унизить/поглумиться/нанести непростительные оскорбления (нужное подчеркнуть), чтобы уравновесить те злость и отчаяние, которые вы будете заливать жидким хлебом или слезами, когда через пару месяцев останетесь один на один с со своим многотонным приобретением.
Двум основным категориям начинающих:
Водителям, решившими завязать с работой на барина, посоветую потратить немного времени и поизучать особенности правовых отношений и налогообложения различных организационно-правовых форм предприятий и налоговых режимов. Ещё лучше пообщайтесь с грамотным бухгалтером, чтобы он вам все по полкам разложил. Ещё лучше заплатите за бухгалтерское обслуживание. Стоит не так дорого, но средств и нервов сэкономит.
Сотрудникам экспедиторских фирм, решившим раздвинуть рамки и познать новые грани своей професси - подумайте ещё раз, а надо ли оно вам? Если всё-таки решитесь, не пытайтесь нарастить парк до количества, достаточного для того, чтобы полностью закрывать поступающие заявки, даже регулярного клиента, на 100% своим транспортом. Как неоднократно показывала практика, даже очень большие и сильно международные клиенты имеют свойство неожиданно кончаться, или резко проседать в объемах. И в этот момент вчерашний успешный экспедитор имеет все шансы посыпаться. Помните, что ваш самый любимый и самый богатый клиент держит вас именно потому, что не хочет брать на себя ответственность за содержание людей и парка в случае колебаний на рынке. В этом, собственно, вся суть аутсорсинга части производственных процессов.
Для всех остальных. Поздравляю с приобретением. Готовьте деньги.
Во-первых, ТО после приобретения автомобиля. Поменять масла-фильтра-жидкости-промазаться, а также полная диагностика транспорта, чтобы знать к чему готовиться в ближайшие месяцы (заодно определитесь будет ли достаточно продать почку на известном портале, где люди устанавливают правила, или имеет смысл также посетить центр переливания крови).
Во-вторых, страховка. Я тихонечко молчу про КАСКО - это личное дело каждого, но скажу пару ласковых про ОСАГО. Нет, не про тарифы, с ними все понятно, они регулируются законодательно. Готовьтесь к тому, что сил и времени на то, чтобы заключить договор страхования, вы потратите не меньше, чем на заключение брака с дочкой местного олигарха. Почему-то страховые компании решили, что для грузового транспорта это привилегия, которой надо добиваться. Долго, упорно, и скорее всего принудительно в электронном виде через направление с сайта РСА.
В-третьих, переоформление. Закон един, но правила его прочтения меняются от региона к региону. А иногда от района к району. Особенно в том, что касается номерных агрегатов и их замены. То, что для одного инспектора вполне себе автомобиль, просто с замененной рамой, для другого - памятник индустриальной эпохи, которому место на вашем приусадебном участке, а не на дорогах общего пользования. Изменить его взгляды на современное искусство - удовольствие не из дешёвых, если это вообще возможно.. Поэтому изучите вопрос заранее - нервные клетки не восстанавливаются. Даже если получится вернуть деньги в случае возникновения проблем с постановкой на учет.
В-четвёртых, планируйте бюджет на старт. Если машина берется не потому, что Венера в Козероге и Луна растущая, то у вас наверняка есть представление о том, на какой работе и на каких условиях она будет проводить основную часть времени. Вы знаете время по отсрочке в платежах клиента, примерно представляете когда увидите первые деньги. Посчитайте сколько вам нужно на топливо, зарплату, платные дороги и заложите запас на форс-мажор, чтобы была возможность отработать этот период только на свои. Если, в результате, получите первые деньги раньше чем рассчитывали - будет приятный бонус, но зато не придется останавливаться из-за недостатка финансов. СтоЯщая техника - самое печальное зрелище..
А дальше: глаза боятся - руки делают.
Всем удачи на дорогах.