Почему среди всех снятых фильмов найдется не очень много, где события развиваются строго последовательно, хотя это вполне естественно? И такая ситуация не только в кино. Любое литературное произведение, устный рассказ изобилуют отступлениями, параллельными сюжетами и т. д. Дело в том, что люди издавна заметили, что привнесение в историю дополнительных элементов придает ей динамизм, эмоциональную напряженность, способно значительно сократить общую длительность произведения без ущерба для полноты изложения. Все эти методы в купе и составляют тему нашего сегодняшнего разговора – монтаж.
Все богатство арсенала техник монтажа можно условно разделить на две большие группы: первое, методики компоновки эпизодов и сюжетных линий фильма и второе - способы построения отдельных эпизодов, кадров.
Методики компоновки эпизодов работают со смыслами и логикой фильма, драматическими элементами и сюжетными линиями. Тут можно выделить несколько принципиальных подходов.
Последовательный монтаж.
Самый простой вид монтажа – показывает смену событий в хронологическом порядке. Данным способом строятся сцены в отдельных сюжетных линиях.
Также этот вид монтажа рекомендуется использовать в наиболее важных моментах фильма, например в кульминации, когда внимание зрителя должно быть максимально приковано к экрану и не должно быть двойственных толкований. Среди основных методов параллельного монтажа хотелось бы отметить чередование различных планов и ракурсов, для предания более тонких акцентов происходящему, провалов – затемнений, переходных эффектов для обозначение разрывов времени в логике повествования и цикличного показа событий, которые, напротив, служит для замедления темпа рассказа.
Параллельный монтаж.
Параллельный монтаж используется для повышения напряженности, драматизма, разрешения затруднений в стыковке кадров. С его помощью значительно сокращается длительность сцен, и фильм в целом становится динамичней.
Для эффективного использования данного механизма необходимо, чтобы параллельные эпизоды либо резко различались по динамике, цвету, музыке и т. д., либо наоборот были очень близки.
При построении параллельных монтажных решений стоит обратить внимание на два вида опасностей, подстерегающих автора: действие в любой из сюжетных линий должно происходить в кадре, а не за ним, а многократное переключение часто раздражает и дезориентирует зрителя.
Строящийся монтаж.
Данный вид монтажа говорит о том, что содержание каждого конкретного кадра зритель воспринимает не в отдельности, а в сопоставлении с соседними кадрами. Так например один и тот же кадр нейтрального выражения лица человека, будет трактоваться совершенно по-разному если он идет за кадрами войны или за кадрами смеющегося ребенка. С данным видом монтажа связано утверждение, что события, а значит и смыслы, в кино рождаются не в кадрах, а на месте их пересечения.
Сравнительный монтаж.
Этот вид монтажа использует другую особенность внимания зрителя – при параллельной демонстрации двух и более сюжетных линий наше сознание непроизвольно начинает искать взаимосвязь между ними: подобие, противопоставление, корреляцию, дополнение и прочее.
Есть и другие виды монтажа – психологический, ассоциативный, но подробно о них мы рекомендуем прочитать в специализированной литературе, посвященной монтажу.
На практике в любой момент фильма используется сочетание одновременно нескольких принципов монтажа эпизодов. Выбор каждого из них, их взаимосвязь и сочетание определяется Вашим режиссерским решением и конечно должен работать на выявление задумки, идеи фильма, способствовать эмоциональному вовлечению зрителя, должен манипулировать его вниманием.
В отличие от методик компоновки эпизодов, метод построение самих эпизодов стремится к наиболее плавному чередованию кадров внутри эпизодов, так, чтобы у зрителя создавалось впечатление непрерывности повествования, не возникало дискомфорта из-за неаккуратных стыков между ними.
В целом можно сказать, что все способы создания эпизодов стремятся к построению так называемого «монтажного кадра», такого чередования отдельных кадров, просматривая, которые у зрителя возникает ощущение, что они сняты в ходе непрерывного процесса, несколькими камерами. Тут стоит отметить несколько принципов, следуя которым вы сможете решить большинство проблем построения «монтажного кадра».
Изменения в соседних кадрах не должны быт слишком маленькими, иначе возникает эффект «дрожания композиции». В то же время слишком большие скачки в отображении фона, расположении персонажа в кадре, цвета, звука вызывают ощущение перехода в новую сцену. Наиболее оптимальными считается сопряжение кадров, изменение параметров которых составляет около 30%.
Очень важно сохранять в соседних кадрах одинаковое направление движения, усилий, взглядов, взаиморасположения героев, то есть смысловых линий кадра. Кроме контроля за направлением, необходимо также следить за совпадением фазы движений и его темпа. Замечено, что многократное изменение масштаба изображения в одном монтажном кадре способствует его логическому разрыву, поэтому в одном эпизоде, как правило, используют только однократный наезд-отьезд, или только одно панорамирование.
Также эпизод может быть разорван неумелой работой с длительностью отдельных кадров. Чтобы избежать этого, обратите внимание на следующее: чем детальней план, тем меньше время его демонстрации, и в слишком длительные сцены рекомендуется включать кадры-перебивки, например первый план говорящих героев перебивать деталью, либо общим планом места событий.
Если у вас имеется два кадра, стыковка которых затруднительна, можно использовать так называемые кадр-разделитель, так как резкое изменение вызывает меньший дискомфорт, чем неумело состыкованные кадры.
В заключении хотелось бы отметить, что хотя монтаж производится на стадии постпродакшена, планировать конкретный набор его методов для вашего фильма необходимо еще до начала съемок. В противном случае вы можете оказаться с большим количеством не поддающегося стыковке материала, все усилия, по обработке которого пойдут на преодоления недочетов, что в итоге работает не на выражение основной идеи фильма, а на ее искажение.