В этот день отменялись школьные уроки и начинался урок жизни.
Можно было не нахлобучивать на голову шапку, так как мама не увидит. И вообще - шапка эта отнимает пару годиков, а их и так не хватает.
И вот идешь ты без шапки, вся такая взрослая.
Еще можно было не застегивать пальто и идти нараспашку - классный руководитель не успевала следить за твоими пуговицами, так как следила, чтобы все не разбежались.
Девочки как заправские хозяйки - мели метлами, очищая улицу от осени. Мальчишки становились такими порядочными и сильными - помогали девочкам, махали граблями, таскали мешки.
Мешки с опавшими листьями...
Каждую осень, почуяв запах дыма, вспоминаю те школьные осенние субботники. Не знаю - почему они так врезались в память?
Может потому, что это была передышка в напряженном учебном ритме. Я ведь в школьные годы ухитрялась занять каждую минуту жизни - музыка, танцы, гимнастика, театральный кружок, шахматный, библиотечный. Да вообще: любой кружок становился моим - в СССР они были бесплатными и школьники сами ходили в них записываться.
А может потому, что любила видеть результат коллективного труда - ворох грязных беспорядочно валяющихся листьев сначала превращался в красивые кучки, потом в одинаковые мешочные торбочки, а потом в большой жаркий осенний костер.
И горели, горели листья...
Мимо пролетала серебристая паутина бабьего лета.
Горьковато-сладкий запах дыма щемил душу: осень заканчивается, впереди только зима. А до весны вообще как до луны.
Казалось как только догорит костер, так и остановится жизнь.
Каждую осень костры замешивают во мне коктейль из дыма и мыслей, возвращают в школьные годы.
В те годы, когда ты девочкой идешь нараспашку, без шапки и откровенно не понимаешь - как связаны между собой осень, бабы и лето?
Бабьему лету посвящается.
А вы помните свои школьные субботники?