Давненько не встречались мне литературные журналы в киосках печати. Не скажу, что я их ярый поклонник, но тут не удержался и купил в переходе на "Новочеркасской" и «Неву», и «Аврору». Тиражи, конечно, смехотворны. 1500 экземпляров у «Невы» и 700 экземпляров у «Авроры». Цена, кстати, вполне демократична: 89 рублей и один, и другой.
Полистал "Аврору" и задумался: для кого она? Для издателей и писателей? Кому-то сейчас интересны романы с продолжением, подборки стихов и критика случайных произведений?
Более чем странен и подход к сбору материала для печати. Под одной обложкой сразу две грантовые темы (война и Арктика), то есть те, на которые деньги выделили. В итоге - фрагмент из романа про оккупацию фашистами Латвии, еще один фрагмент из другого романа - про убитых фашистами же пациентов психиатрической больницы и серия арктических рассказов. Когда нынешние начинают писать про войну - почему-то не верю ни единому слову.
У нас часто вспоминают золотые времена толстых журналов. В конце 80-х тиражи зашкаливали за миллионы. Не хочется ныть: "вот тогда там была литература". Тогда там тоже мусора хватало. Но сейчас, глядя на этот конкретный номер "Авроры", подумалось: а наберется ли 700 читателей на все изданные экземпляры?
Кстати, тут же в представлении одного из авторов увидел сочетание "остросюжетный социально значимый роман". Это как? - хочется спросить.
«Неву» читал уже более внимательно. Первая же «почти документальная история» Андрея Павленко настолько захватила, что и дальнейшее чтение виделось столь же увлекательным. Но не сложилось. Виктор Лановенко в повести «Покуда хватит дыхания» рассказывает о захвате Крыма фашистами от лица 16-летней девушки; журналистка Эвелина Азаева, живущая в Канаде, представляет рассказ о журналистах же, встреченных героиней на некоем заграничном семинаре. Она делит их на русофобских и патриотических. Причём, на чьей стороне симпатии автора, понятно сразу, но все настолько прямолинейно, как будто не рассказ, а статью для «Комсомолки» писала.
Пожалуй, на весь журнал повесть Павленко «Дежурный по апрелю» - единственная бесспорная вещь. Это скорее мемуары, чем проза. Тем и интересна. Автор описывает свою учёбу в театральном институте в 90-е на курсе Семена Арановича и заменившего его (после смерти) Михаила Богина. Начинается история с убийства Богина, и автор отматывает жизнь назад, пытаясь разобраться в отношениях с руководителем курса, но больше - со временем и собой.
Из любопытного. В книжном обзоре - рецензия на книгу Сергея Горюнкова «Закулисье пушкинских сказок». Автор (если верить рецензенту) уверяет, что все сказки Пушкина полны скрытых смыслов. Например, заговорщицы в «Сказке о царе Салтане» («а ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха извести ее хотят») не кто иные, как Англия, Франция и Германия (тогда Священная Римская империя), объединившиеся против России. Сама сказка - это история становления российской государственности, остров Буян - это Петербург, Черномор и витязи - флот, белка - финансовые реформы...
«Сказка о золотом петушке» вообще отсылка к французской революции.
В общем, надо бы эту книгу найти. Уж очень нравятся мне штуки в духе школьных сочинений «Что хотел сказать автор».