Как спасли от разрушения шедевр конструктивизма, фабрику-кухню 1930-х годов. Теперь там будут показывать искусство. Чудо на Волге?
Автор текста: Алексей Мокроусов
Карл Маркс и Савва Морозов, Вячеслав Иванов и Алексей Толстой, «девушка с характером» - одна из главных моделей Серебряного века, сестра Рябушинского Евфимия Носова и врезающаяся на всю жизнь в память старуха из Зарайска в облачении древнеегипетского фараона…. Все они встретились на выставке «Стихии Анны Голубкиной» в знаменитом самарском особняке эпохи модерна, т.н. «доме Курлиной», построенном в 1903 году легендарным Александром Зеленко и ставшим одним из самых дорогих особняков в истории города (позднее его перестраивали, здесь были и контрразведка, в подвалах которой расстреливали красноармейцев, детский сад, и посольство Швеции в период эвакуации, дом горел, но сейчас его восстановили в прежнем виде). Сейчас в доме Курлиной музей модерна, на выставке Голубкиной собрали около ста экспонатов, в том числе 35 скульптур из Третьяковской галереи, благо, дом-музей Голубкиной в Большом Левшинском закрыт сейчас на реконструкцию и москвичи не поскупились на работы первого ряда, например, привезли “Старую”; многое покинуло столицу впервые за 70 с лишним лет. К экспонатам из столицы добавились и восемь голубкинских работ из Самарского художественного музея – редкая по сегодняшним дням возможность прямого диалога двух коллекций.
Голубкину (1864 – 1927) обычно числят первым русским импрессионистом в скульптуре, при этом она увлекалась и символизмом. Она не раз жила, и подолгу, в Париже, училась у Родена («Вы,… лучший из художников,… дали мне возможность быть свободной…» - ее письмо к мэтру читается как признание в любви), много выставлялась во Франции – в общем, выглядела типичным для начала века сплавом русской и европейской культур, не зря Рильке хлопотал о показе ее “Возраста” на выставке в Берлине, ведь продажа этой работы могла бы иметь важные последствия для карьеры художницы. Сама родом из Зарайска, она хоть и стала модной на родине – дягилевский «Мир искусства» сразу стал приглашать ее в свои экспозиции, хотя Голубкину рассердили помещенные без ее ведома в журнале фотографии двух ее работ - оставалась при этом скромной девушкой из провинции. Критическому отношению к себе способствовали и современники – когда Серов отобрал ее камин для показа на выставке “Мира искусства” в 1901 году, не у всех критиков этот выбор встретил понимание. (...)
Среди логотипов на стенде выставки есть и неожиданный – «Третьяковка в Самаре». Он выполнен в виде серпа и молота и отсылает к зданию знаменитой фабрики-кухни, построенной именно в этой пролетарской форме. В 2022 году на фабрике планируют открыть филиал Третьяковской галереи в Самаре, формально он уже создан, но работает пока что на площадках музеев-партнеров.
Помимо Голубкиной в доме Курлиной еще одна выставка, к 150-летию Товарищества передвижников, открылась сейчас в областном художественном музее. (...)
Ситуация в Самаре выглядит уникальной: музей получит здесь собственный дом с большими экспозиционными площадями, после реконструкции фабрики-кухни там появится более 8000 кв. м. выставочных пространств, оборудованных по последнему слову техники - речь прежде всего об освещении и климат-контроле, требования к которому у национальных музеев неизбежно высокие.
Проект переустройства – дорогой, тем более что фабрика-кухня, настоящий шедевр конструктивизма, до наших дней дошла в очень плохом состоянии