Мы все можем согласиться с тем, что страх смерти - самый фундаментальный страх, с которым все люди сталкиваются в своей жизни. Мы можем попытаться забыть о нашей неуверенности в том, что происходит в загробной жизни, но страх присутствует всегда, всегда чуть ниже поверхности.
Что буддисты могут сказать об этом вполне естественном, но, казалось бы, нежелательном событии, в котором завершается вся человеческая жизнь?
Мы нашли редкий отрывок из письма Далай-ламы, написанного им для книги «Тибетская книга жизни и смерти».
Становится лучше:
В конце он предлагает практические советы о том, как вести добродетельную жизнь, чтобы подготовиться к окончательной расплате.
Далай-лама описывает процесс смерти
«Как буддист, я рассматриваю смерть как нормальный процесс, реальность, которую я принимаю, будет происходить, пока я остаюсь в этом земном существовании. Зная, что мне не избежать этого, я не вижу смысла беспокоиться об этом. Я склонен думать о смерти как о смене одежды, когда она старая и изношенная, а не как о каком-то окончательном конце. Однако смерть непредсказуема: мы не знаем, когда и как она наступит. Поэтому разумно принять определенные меры предосторожности, прежде чем это произойдет.
Естественно, большинство из нас хотели бы умереть мирной смертью, но также ясно, что мы не можем надеяться на мирную смерть, если наша жизнь была полна насилия или если наш разум был в основном возбужден такими эмоциями, как гнев, привязанность или страх. Поэтому, если мы хотим хорошо умереть, мы должны научиться жить хорошо: надеяться на мирную смерть ».
«С буддийской точки зрения реальное переживание смерти очень важно. Хотя то, как и где мы переродимся, обычно зависит от кармических сил, состояние нашего ума в момент смерти может повлиять на качество нашего следующего перерождения. Итак, в момент смерти, несмотря на огромное разнообразие накопленных нами карм, если мы приложим особые усилия для создания добродетельного состояния ума, мы сможем усилить и активизировать добродетельную карму и тем самым осуществить счастливое перерождение.”
Помогая другим хорошо умереть
«Не менее важно, чем подготовка к собственной смерти, - это помочь другим хорошо умереть. Будучи новорожденным младенцем, каждый из нас был беспомощен, и без заботы и доброты, которые мы получили тогда,
мы бы не выжили. Поскольку умирающие также не могут помочь себе сами, мы должны избавить их от дискомфорта и беспокойства и помочь им, насколько это возможно, умереть спокойно.
Здесь самый важный момент - избегать всего, что заставит ум умирающего стать более беспокойным, чем это могло бы быть уже сейчас. Наша главная цель в помощи умирающему - успокоить его, и есть много способов сделать это. Умирающего человека, знакомого с духовной практикой, можно воодушевить и вдохновить, если ему о ней напомнить, но даже доброе заверение с нашей стороны может вызвать у умирающего умиротворенное и расслабленное отношение ».