В 1973 году на киностудии «Мосфильм» режиссер Георгий Данелия закончил съемки картины «Совсем пропащий», созданной по мотивам книги Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
Изначально Данелия планировал снимать свой фильм в Америке, на настоящей реке Миссисипи, по которой Гек и беглый раб Джим должны были проплыть на плоту 650 миль. Однако режиссеру пришлось отказаться от своих планов из-за обострившейся холодной войны, и съемочная группа отправилась искать Миссисипи на территории СССР. Поиски длились без малого полгода. В результате выбор остановили на реке Ингул, расположенной вблизи города Николаева на Украине: режиссеру показалось, что дельта этой реки максимально похожа на рукав Миссисипи. Также «в роли» Миссисипи выступили Даугава и Днепр. Выбор натуры был утвержден: помимо Украины, часть съемок проходила в Латвии и Литве, где по традиции снимали все «заграничные» фильмы.
Интерьерные съемки проходил в павильоне «Мосфильма». Данелия добивался максимальной достоверности во всем, уделял внимание каждой детали. Декорации в мельчайших подробностях воссоздавали американские дома-поселки. Киновед, профессор сценарно-киноведческого факультета ВГИК, рассказывая о съемках фильма в эфире канала «Культура», вспоминала: «Когда зашел разговор о необходимости расплачиваться долларами золотыми, американскими XIX века, то они появились в кадре. На «Мосфильм» въехал маленький броневичок, где был кейс, и из этого самого кейса вынули доллары, лодку взяли из музея XVIII века». Так что в эпизоде, когда Король подсчитывает деньги, оставшиеся от наследства Питера Уилкса, зрители увидели настоящие золотые доллары XIX века. Будете пересматривать ленту – обратите внимание!
На роль Гекльберри Финна Данелия утвердил десятилетнего Романа Мадянова. Сегодня это востребованный актер, звезда многих фильмов и сериалов (чего стоит только его роль в картине Никиты Михалкова «Двенадцать», где он сыграл одного из присяжных заседателей!). Данелия же увидел талантливого мальчика в фильме «Перевод с английского», где Рома снялся в одном из эпизодов вместе со своим братом. Нужно сказать, что упитанный румяный подросток, каким тогда был Роман, не очень-то подходил к классическому образу Гека; съемочная группа не понимала, почему Данелия остановил свой выбор именно на этом мальчике. И тем не менее режиссер был непреклонен: он нашел своего героя. «Общение с Георгием Николаевичем отложилось на всю жизнь. Он великий режиссер, чье имя платиновыми буквами вписано в советский кинематограф», – так позднее говорил о режиссере Роман Мадянов.
На момент съемок «Совсем пропащего» Данелия был уже известным режиссером. К тому времени он снял картины «Я шагаю по Москве» (1963), «Тридцать три» (1965), «Не горюй» (1968) и другие. А впереди его ждали «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979), «Кин-дза-дза» (1986). Данелия никогда не расставался с любимыми актерами, приглашая их из фильма в фильм и пытаясь найти для них хотя бы эпизод. Так было с Евгением Леоновым, Вахтангом Кикабидзе и многими другими. Вот и с Романом Мадяновым режиссер продолжил сотрудничество в фильмах «Паспорт» (1990), «Настя» (1993) и «Орел и Решка» (1995).
На картине «Совсем пропащий» Георгий Данелия выступил также одним из авторов сценария; его соавтором была писательница Виктория Токарева. Ранее они уже работали вместе над сценарием фильма «Джентльмены удачи» (1971, реж. А. Серый), а впоследствии были соавторами сценария «Мимино».
На роль беглого раба Джима режиссер отыскал прекрасного исполнителя – нигерийца Феликса Имакуэдо, учившегося в Университете Дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В советское время найти темнокожего актера было весьма проблематично, в картотеке «Мосфильма» их не было. Поэтому приходилось искать кандидатуру среди студентов столичных вузов. Имакуэдо хорошо говорил по-русски, был артистичен и пластичен, это и стало решающим в его выборе. Но он был родом из капиталистической Нигерии, и это осложняло дело. Данелия придумал целую легенду для руководства о том, что родители Феликса коммунисты, живущие в бедности и нужде. Молодого человека утвердили на роль. А позднее выяснилось, что его отец – миллионер! Узнав о том, что сын собирается сниматься в кино, где предстоят съемки на реке, отец Макуэдо предложил купить для съемок какое-то прочное судно за границей, чтобы не переживать за своего отпрыска. Режиссеру стоило немалых сил уговорить его не делать этого и заставить Феликса держать свое происхождение в тайне.
В этой картине Данелия также занял своих любимцев Евения Леонова и Вахтанга Кикабидзе, доверив им роли проходимцев Короля и Герцога, которые сопровождают Гека и Джима во время путешествия. Евгения Леонова Данелия считал своим талисманом и всегда находил для него работу в своих лентах. Кроме того, режиссер почти в каждый свой фильм включал несколько строк песни «На речке, на речке, на том бережочке…» - это тоже была его своеобразная традиция и залог успеха ленты.
О своей роли в фильме «Совсем пропащий» Евгений Леонов говорил: «По-своему трагичен образ Короля. Во всяком случае, он не так прост и не столь однозначен, как это может показаться на первый взгляд. Король мерзкий и жалкий, умный и глупый, и ничтожный, но человек. Нет абсолютно плохих или абсолютно хороших людей».
А Вахтанг Кикабидзе и вовсе считал роль Герцога своей самой интересной работой в кино. И это при том, что в его послужном списке прекрасные роли в культовых фильмах «Не горюй!» и «Мимино».
Также в фильме снимались известные актеры: Владимир Басов (папаша Гека), Ирина Скобцева (вдова Дуглас), Иван Рыжов (пьянчуга Богс) и другие.
В работе над фильмом принимали участие еще несколько легендарных мастеров. Во-первых, это оператор Вадим Юсов, работавший не только с Георгием Данелия, но и с Андреем Тарковским («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис»), с Сергеем Бондарчуком («Они сражались за Родину», «Борис Годунов»), Никитой Михалковым («Анна от 6 до 18»). И, конечно, нельзя обойти вниманием прекрасного композитора Андрея Петрова, подарившего нам волшебную, незабываемую музыку ко многим отечественным фильмам («Служебный роман», «Человек-амфибия», «Белый Бим Черное Ухо» и др.).
Хочется рассказать и о курьезных случаях, связанных с фильмом. В сцене, где Гек покупает билет на «Красу Запада», на борту судна около его названия красуется надпись: «G.Daneliya&Co N.Orleans». А из-за Евгения Леонова, вернее из-за его бешеной популярности у зрителей, чуть не произошло кораблекрушение. Однажды Леонов вышел покурить на палубу теплохода, который выделили съемочной группе на время съемок. И в это время мимо проходил другой теплоход, пассажиры которого неожиданно увидели своего кумира и все одновременно побежали к одному борту. Теплоход дал сильный крен, и капитан в испуге закричал Леонову, чтобы он скрылся от толпы фанатов. Так корабль и люди были спасены.
Финал фильма Данелия решил оставить открытым, предпочитая, чтобы зрители могли сами домыслить судьбы любимых героев. Судьба картины в прокате не была успешной. Вероятно, это произошло из-за определенной «нестыковки»: в представлении зрителей «Приключения Гекльберри Финна» - это все же детская книга, а вот фильм Данелии получился совсем не детским. По мнению киноведа Аллы Золотухиной, картина Данелия – это размышление о свободе личности.
«Нестыковка» произошла и с Каннским фестивалем, куда планировалось отправить «Совсем пропащего». Накануне фестиваля Данелия пошутил, назвав свою картину «антиамериканской». Конечно, ничего подобного не было и близко, это была просто шутка! Но в это самое время намечался визит Л. И. Брежнева в США, и, «от греха подальше», картину никуда не отправили, хотя ее и отобрал для конкурсной программы директор фестиваля. Более того, фильм получил вторую категорию, и его показывали только на утренних сеансах. Через год руководство попыталось исправить ошибку и все же отправить «Совсем пропащего» в Канны, но вместе с ним отправили «Зеркало» Андрея Тарковского, и фильм Данелии оказался в тени «Зеркала». Его снова не заметили. И тем не менее, американские критики назвали ленту лучшей экранизацией Марка Твена, о чем не раз с удовольствием вспоминал в интервью Георгий Данелия.
В нашем издательстве книга Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» вышла в серии «Мировая книжка» с черно-белыми иллюстрациями Михаила Петрова. Это нестареющая классика приключенческой литературы, которая всегда будет интересна подросткам и не утратит своей актуальности. Произведение рекомендовано для самостоятельного внеклассного чтения в средней школе. А еще его можно читать и перечитывать просто так. Для души.
"Приключения Гекльберри Финна" на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.