Найти тему
Открытая семинария

Куда заводит христианство?

Оглавление
Художник Джеймс Тиссо. Арест Иисуса в Гефсимании
Художник Джеймс Тиссо. Арест Иисуса в Гефсимании

Вот, допустим, сделались вы христианином. Ну и что? Что дальше? Христианство апостолы и их ученики называли емким словом "Путь". Обычно, концом пути сегодня (да и давно уже) становится церковь. И это тоже неплохо. Но вот я хочу все-таки показать полноту этого Пути - куда может завести христианство, Путь - если отдаться этому Пути. Но я ни в коем случае никого не приглашаю на этот Путь. Вы увидите вскоре - почему?

Станции веры, или странное путешествие христианина

Путь христианина в своей полноте - это путь Христа. Этот путь довольно четко очерчен в Библии некиими станциями веры. Сегодня я познакомлю вас очень кратко с тремя самыми главными станциями христианского пути - а также с последней, четвертой станцией. В основу я возьму самое странное путешествие (а путешествие христианина, его (ее) духовный путь - очень странный и непростой), о котором только говорится в Библии. О путешествии, которое, как кажется, не имеет смысла, путешествии, от которого отговаривает товарища сам пророк Илия.

-2

История эта записана в 4-ой Книге Царств в Библии. История эта будет интересна всякому христианину, я думаю - поскольку она показывает нам тот нескучный путь, тот великий путь, который остается в целом нехоженным. Особенно интересна будет эта история тем, кто верит, что в последние времена Бог даст миру Белого царя и Белого пророка - прототипами которых и являются герои этого рассказа: пророк Илия и пророк Елисей - два верных свидетеля, и оба - приходящие буквально "в духе Илии".

Так вот, эта история раскрывает тот духовный путь, который открывается перед каждым христианином, но на который вступают очень немногие, а проходят его, похоже, Белый царь и Белый пророк - а возможно и те, кто идут с ними. Итак, во второй главе книги Царств (название-то какое - царское!) пророк Илия уходит в Небо на огненной колеснице. Но прежде Илия (прототип Белого пророка) берет своего ученика Елисея (которому суждено было стать прообразом Белого царя) в очень необычное путешествие.

-3

О цели этого путешествия ничего не сказано, и кажется оно бессмысленным и пустым, большой и тяжкой прогулкой - пока мы не достигаем конца этого путешествия. Но обо всем по-порядку. Предлагаю вам самим прочитать теперь эту историю, а я ее затем постараюсь немного объяснить:

Четыре станции веры

1 В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала (первая станция веры - О.Ж.).

2 И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль (вторая станция веры - О.Ж.).

Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль...

И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон (третья станция веры - О.Ж.)...

6 И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану (четвертая станция веры - О.Ж.). И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба.

-4

А далее идет история вознесения пророка Илии и о том чудесном, что случилось с Елисеем. Но прежде давайте разберемся - что это за путешествие тут такое? Зачем оно? Почему оно в Библии?

Это путешествие, в которое Илия взял своего ученика, является подведением итогов жизни помазанника - величайшего звания во Христе. Илия проводит Елисея через этапы своей жизни и через этапы жизни вообще человека, который сошел с рельсов и пошел за Богом. Елисею вполне понятен был смысл этого путешествия - и каждой станции веры. Дело в том, что каждое обозначенное здесь, на карте этого путешествия, место - имеет ярко выраженную смысловую, идейную, событийную нагрузку. В каждом из этих мест с народом Божиим (или с отдельными Божиими человеками) происходили четко обозначенные вещи, характеризующие направление, результаты и достижения этого путешествия. Сегодня - только первую станцию рассмотрим. И это немало.

-5

Станция первая - Галгал

Здесь, собственно, и начинается путешествие христианина (или может начаться), и здесь же оно для большинства христиан и заканчивается. Галгал был тем первым местом в Земле Обетованной, в которое народ Израильский вступил по прошествии 40 лет странствия по пустыне. Они обрели спасение:

"И сказал Господь Иисусу (Навину): ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня. И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских" Иисус Навин 5:9-10

Переход Иордана
Переход Иордана

Когда они пересекли Иордан - что Новый Завет приравнивает ко крещению - они обрели свое спасение, свою обетованную землю. Галгал был первым местом, куда они вступили. Говоря современным языком, они крестились и пришли в церковь.

Потому Илия и говорит своему ученику (попробуем перефразировать): Ты можешь остаться здесь - ты ведь уже крестился, спасся. И большинство людей так и делают: ходят себе в церковь, ставят свечечки, другие церковные вещи делают - все хорошо.

Тут, конечно, кто-то подскажет мне - а может, и не все тут хорошо. Ведь и в церкви можно духовно умереть, или, еще хуже, превратиться в фарисея и лицемера. Интересно, что уже в следующем стихе говорится о чем-то очень важном, что большинство христиан испытывают в своей жизни - но не понимают, что это такое. Почитаем, и я постараюсь объяснить:

-7
"и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской." Иисус Навин 5:11-12

Во как! Манна, которая сама сыпалась с небес всю их сознательную жизнь - перестала выпадать! Как говорится, у меня есть две новости для вас: одна хорошая, и одна плохая. Сделавшись христианином, приняв крещение, исповедуя Христа - Пасху нашу - мы обретаем спасение, вступаем, верою, в обетованную землю. Становимся гражданами Небес. Но в то же самое время та манна, которая как бы сама собой сыпалась на нас всю жизнь с небес и подпитывала нас как-то духовно - перестает.

-8

Я это испытал и на себе. Ведь раньше, до прихода в церковь - нас как бы Бог окормлял, вел, воспитывал. Я прекрасно помню, как в нужное время сами собой, как будто, попадались то нужные книжки, то фидьм, то человек, то обстоятельства жизни - и все это напоминало о Боге, вело к Нему. Со всеми так Бог работает. Приход человека к вере, приход в церковь - это не заслуга человека, не заслуга церкви даже, а Божий дар, водительство.

Моя старая проповедь на тему четырех станций веры (2013 год)

Прийдя к вере, прийдя в церковь, человек полагает, что вот сейчас еще больше манны духовной на него станет само собой сыпаться. И вот на этом этапе многие христиане начинают голодать. Обретя для себя церковь, они полагают, что духовная пища будет падать из церкви, как с Небес, что теперь-то церковь их насытит, займется их духовным окормлением. И церковь, безусловно, дает какую-то пищу. Которую люди привыкли получать - за время в пустыне - как готовую стандартизированную, дозированную духовную пищу быстрого приготовления. И вот через некоторое время у людей развивается страшный авитаминоз. И они ничего не понимают: как так? Ведь раньше и в церкви не был, а как-то живее духовно себя чувствовал...

Винсент ван Гог, Сбор оливок
Винсент ван Гог, Сбор оливок

И тут большинство людей, увы, просто привыкают к такой скудной диете, духовной импотенции, и она начинает им даже нравиться - потому как другой пищи они не знают, и потому как "все" так, на таком пайке. Но вот, приведя нас ко спасению, Господь дал нам великий духовный Сад Своего Слова. В котором растут самые вкусные, невероятные фрукты и овощи, виноградники и зерновые, грибы и ягоды. Все это Бог дал нам - как огромные, богатые, ухоженные огороды дачникам. Но тут надо самим ковыряться в земле, самим набраться терпения, самим закладывать в землю небольшие семена истины сперва, и выращивать их в великолепные плоды. Те, кто любит садоводство и огород - должны любить и Слово Божие.

Да-да, с приходом к Богу мы получаем от Него Слово. Это Слово только и может напитать нас духовно - да так, что вы и понятия не имеете, может быть. Это все равно, что человека, сидящему на бп макаронах всю жизнь - накормить свежей пищей. Да, непривычно. Но это - тот духовный пир, к которому привел нас Господь. И символически это было представлено народу через то, что манны больше не будет, а будет то, что вы вырастите в своем саду. А ничего не вырастите - так и умрете духовно с голоду, пусть и в церковном садочке.

Винсент ван Гог, Сбор красного винограда
Винсент ван Гог, Сбор красного винограда

Но, вот мне постоянно пишут мои православные друзья (не все православные такие, конечно), что человеку в этот Сад Слова нельзя. Что туда ходили только отцы церкви, и то, что они там выходили, собрали - получите в церкви. Это, конечно, хорошо, что уже до нас в Саду побывали Божии люди. Только Сад этот Бог нам не воспретил - а ввел нас в него. И строго спросит с тех, кто препятствовал и препятствует людям войти в него, кто сам не питается от плодов Слова и другим не дает.

Выводы

Галгал - это та самая первая, главная, спасательная станция веры - и если на ней не сидеть сложа руки, но возделывать свой духовный Сад, питаться ежедневно от Слова - то тут даже пророк Илия, грозный пророк, скажет вам: "Оставайся здесь, ты - молодец". И Елисей бы там остался - не знай он чего-то большего - не знай он Илию. И Елисей, несмотря на то, что в этом, казалось, не было уже нужды, несмотря на то, что он уже спасся, попал в свою церковь, в Галгал - хочет идти дальше. Что же дальше? А дальше - следующая станция веры, на которую можно прийти, а можно не прийти. Но если ты на нее все же пришел, то уйдешь ты с нее другим человеком. Это - станция Вефиль, о которой мы поговорим завтра.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:

"Открытая Семинария",
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.