Приветствую всех читателей и подписчиков данного канала!
В этой статье - окончание моего перевода раздела «Злой человек — истинный объект [спасения Амиды]» второй части второй главы книги Эйкена Кобая "ПОНИМАНИЕ ДЗЁДО-СИНСЮ". Желаю всем приятного и познавательного чтения!
--------------------------------------------
Затем Достопочтенный Учитель объяснил значение отрывка в конце 18-го Обета, гласящего: «...за исключением тех, кто совершил Пять тяжких преступлений, и тех, кто клевещет на истинную Дхарму». В Сонго Синдзо Мэймон («Сборник комментариев к "объекту почитания"») он писал:
Цель фраз о совершении Пяти тяжких преступлений и клевете на истинную Дхарму — показать, насколько глубоко такие действия злы и порочны, и заявить о намерении привести к возрождению в Чистой Земле все без исключения живые существа десяти сторон света
Хотя в 18-м Обете и упоминаются те, кто «совершили Пять тяжких преступлений» и те, кто «клевещет на истинную Дхарму», Достопочтенный Учитель понимал это не так, что совершившие такие злодеяния, действительно будут исключены из спасения Амиды. Он, скорее, считал это указанием на глубоко порочную природу таких действий и на то, что цель Изначального Обета — привести к возрождению в Чистой Земле даже тех, кто их совершает. Если мы оттолкнёмся от этой точки зрения и вспомним процитированный ранее отрывок из Предисловия к "Кёгёсинсё", мы поймем, что именно те, кто «совершили Пять тяжких преступлений» и те, кто «клевещет на истинную Дхарму» являются «истинным объектом спасения».
Хотя Достопочтенный Учитель и подчёркивал, что цель Изначального Обета — спасение злых людей, в Послесловии к "Таннисё" он говорит:
Когда я серьёзно задумываюсь об Обете Амида, родившемся из пяти кальп глубокого размышления, я осознаю, что он был принят ради меня одного! Какую благодарность я испытываю тогда к Изначальному Обету, в котором Амида предрешил моё спасение, хотя я так отягощён кармой!
Достопочтенный Учитель постиг самую суть Изначального Обета, установленного для спасения «злых людей» — тех, кто совершили Пять тяжких преступлений, кто клевещет на истинную Дхарму и иччхантиков — и, глубоко заглянув внутрь себя, понял, что он сам являлся самым злым среди злых людей, и поэтому больше всего нуждался в таком Обете.
Существует выражение: «Учиться на чужих ошибках». Однако, видя, как поступают плохо или ошибаются другие люди, мы думаем, что уж мы то никогда так не уподобимся им. К сожалению, мы очень медленно и нехотя осознаём свои недостатки. Однако, чем глубже мы всматриваемся в себя, тем яснее видим, насколько в действительности мы злы и неискренни, тем больше осознаём свои недостатки.
В тринадцатом разделе "Таннисё" приводятся слова Достопочтенного Учителя: «Когда к этому призывает внутренняя кармическая причина, мы становимся кем угодно». Этими словами он призывая нас осознать, что когда причины или условия созреют и объединятся, кто знает, какие ужасные вещи мы можем сделать. А раз так, то принцип «злой человек — истинный объект [спасения Амиды]», также заключённый во фразе: «Даже добродетельный человек может достичь рождения в Чистой Земле и уж само собою – порочный», вселяет в нас уверенность, что «наше возрождение [в Чистой Земле] полностью определено» (яп. одзё итидзё). Это ли не причина для радости?
Однако, мы должны быть очень осторожны! Нельзя воспринимать фразу «злой человек — истинный объект [спасения Амиды]» как означающую, что мы должны намеренно совершать плохие или злые поступки. В традиционной терминологии Дзёдо-синсю эта ошибочная точка зрения называется «беспрепятственное созидание зла» (яп. зоаку муге).
В 20 Письме "Маттосё" сказано:
[Никогда не следует говорить:] вот противоядие, так что принимайте столько яда, сколько хотите...
Также в "Таннисё" читаем:
В те времена был один человек, заблуждавшийся о вере. Он заключил, что поскольку Обет был принят для спасения дурных людей, то следует сознательно делать зло, чтобы благодаря ему достичь возрождения. Когда слухи о его беспутстве достигли [Синрана], он, дабы спасти [несчастного] от блуда, написал в письме: "Не следует увлекаться ядом только оттого, что есть противоядие". Это ни в малой мере не означает, что зло может помешать в достижении возрождения.
Мы не должны принимать яд только потому, что от него есть противоядие. Достопочтенный Мастер говорил, что побуждать других творить зло из-за спасительной милости Амиды Будды — это возмутительная ошибка.