Найти тему
История и культура Евразии

Японская колонизация Южного Сахалина в начале XX века, как пример быстрого заселения захваченных территории

По результатам Портсмутского мира, Япония после победы в русско-японской войне 1904-1905 годов приобрела южную часть российского острова Сахалин. 14 марта 1907 года здесь была сформирована префектура Карафуто. Перед японцами стал вопрос формирования постоянного населения острова, так как русское населения было в большинстве своем депортировано (из 500 человек в 1906 году осталось 123 человека).

Здание краеведческого музея в Южно-Сахалинске. 1935–37. Архитектор Ёсио Кайдзуки. Фото П. С. Павлинова
Здание краеведческого музея в Южно-Сахалинске. 1935–37. Архитектор Ёсио Кайдзуки. Фото П. С. Павлинова

Колонизация южного Сахалина была сельскохозяйственной. Каждая семья переселенцев должна была состоять минимум из двух человек, способных к ведению сельского хозяйства. Семье выделялось 27 га земли на дом, пастбища и ведение земледелия. На приобретение инвентаря давались субсидии, пастбища были бесплатными, а через 5 лет жизни участок передавался в собственность.

Это были райские условия для японских крестьян, которые не имели таких возможностей в Японии.

Уже в 1905 году на Сахалин прибыло 2 тысячи человек. В 1907 году уже было 20 тысяч жителей, в 1913 - 42,6 тысяч человек. В 1920 году только японское население Карафуто составило 105,9 тысяч человек.

https://pikabu.ru/story/yaponskaya_sovetskaya_respublika_5419999
https://pikabu.ru/story/yaponskaya_sovetskaya_respublika_5419999

Национальный состав населения Карафуто был неоднородным. На Сахалин насильственно переселяли также и корейцев. К 1940 году они составляли 4 % населения острова.

https://pikabu.ru/story/yaponskaya_sovetskaya_respublika_5419999
https://pikabu.ru/story/yaponskaya_sovetskaya_respublika_5419999

Японцы создавали все условия для успешного осуществления переселенческой политики.

Важнейшим инфраструктурным проектом стало строительство железнодорожных магистралей, которое осуществлялось в сложных условиях горно-лесистой местности. На всем протяжении железнодорожного пути было построено более 120 станций, 24 тоннеля, 618 мостов и сотни других инженерно-технических сооружений. К 1945г. протяженность основных линий железных дорог составила 700,4 км. Сеть шоссейных дорог связывала административный центр губернаторства, город Тоёхара, с портами и основными промышленными районами. Вдоль железных дорог были проложены многочисленные побочные шоссейные и проселочные дороги, связывавшие железнодорожные станции с небольшими поселками и отдельными хозяйствами. С 1933 г. между Японией и южным Сахалином было налажено регулярное круглогодичное паромное сообщение, а в 1935 г. открыто авиационное сообщение, подводный кабель обеспечивал телеграфную связь с метрополией - монография А.Бурыкина "Политика японского Правительства по формированию постоянного населения юга Сахалина (1905 - 1945 гг. )"

Правительству Японии удалось привлечь на Южный Сахалин инвестиции от крупнейших японских корпораций. В 1939 году они составляли 0,7 млрд. йен, что составляло 5 % внешних активов Японии.

https://yarowind.livejournal.com/594452.html
https://yarowind.livejournal.com/594452.html

Такая активная переселенческая и внешнеэкономическая политика создала своего рода "сахалинское чудо". Сахалин быстро превратился в экономически развитый регион, не отстающий от внутренних японских провинций. Это позволило перевести Южный Сахалин из категории "колонии" (гайти) в категорию японский провинции (то есть на правах внутренних районов Японии). Видно поэтому японцы до сих пор также переживают за потерянный ими Сахалин.