Вот, казалось бы, незначительное событие, на которое хочу обратить ваше внимание: совет директоров Unilever в России решил выйти из состава Ассоциации "Промышленность за экологию" (РусПЭК). Это отраслевой союз, на площадке которого в последнее время была попытка основать дискуссию о реформе системы обращения с отходами и о практической реализации расширенной ответственности производителей (РОП). А главное – привлечь внимание регулятора, который как раз активно занимается сейчас всеми этими вопросами.
Что такое Unilever? Мировой гигант, который буквально подчинил свой бизнес правилам «зелёной» экономики. В компании действует План устойчивого развития и повышения качества жизни и модель экономики замкнутого цикла. Есть задача полностью перевести производства на возобновляемые источники энергии к 2030 году, то есть сделать бизнес "углерод-позитивным", генерировать больше "чистой" энергии, чем нужно для потребления. Развиваются проекты «Ноль отходов на захоронение». Их смысл в полной переработке всех отходов производства. Сами представители компании говорят, что в этих вопросах им нет равных в России.
И вот комментарий к выходу из РусПЕК: «Причина в последнее время стала очевидной для многих, кто искренне стремится преобразовать систему обращения с отходами в стране таким образом, чтобы нагрузка на добросовестные бренды потребительской продукции, на практике выстраивающие собственные системы раздельного сбора и функционального рециклинга, позволяющие возвращать в экономический цикл максимум ценного вторичного сырья, была справедливым образом распределена по всей системе поставок, а законодательство на самом деле, а не на словах поощряло сокращение использования первичного упаковочного сырья, особенно непригодного к дальнейшей переработке, и стимулировало вовлечение вторичного сырья в замкнутый экономический цикл».
Далее поясняется, что мнение Unilever не услышано ни руководством РусПЕК, ни соратниками по отраслевому союзу. В частности, речь идёт о реформе РОП. Это механизм регулирования, согласно которому производитель и импортёр товаров и упаковки обязаны утилизировать произведенную или ввезенную продукцию в конце её жизненного цикла. Либо перечислить деньги государству на счёт её утилизации. Подобная программа уже действует в России, но подвергается мощной критике. Если говорить просто, то в ней есть масса лазеек, которые позволяют производителям откупаться смешными суммами, а никакой мотивации для собственной переработки и утилизации нет. В новой системе РОП эти пробелы, возможно устранят. Хотя, понятное дело, не всем игрокам такое по вкусу.
Несмотря на в целом конфликтное содержание поста, я вижу очень позитивное содержание всей истории. Наш рынок молод, и экономические процессы на нем, технологии и цепочки стоимости, только формируются – наравне с законодательством, правоприменением, регуляторным подходом государства. В идеале при базовом формировании рынка за стол переговоров должны садиться представители бизнеса, власти и общества, чтобы выработать консенсусы и общие подходы к развитию. Тем более, когда речь идёт о таком жизненно ценном кейсе, как экология.
Не всегда получается идеальная картинка, и не только в России. Пусть! Иногда важно начинать собирать крупицы с малого. Государство определяется со своим главным представителем-оператором. Бизнес заходит в отраслевые союзы и на своих площадках вырабатывает решение, приемлемое для всех. Не удаётся, как Unilever? Не страшно – они идут в другой союз или создают свой. Главное, чтобы не было монополии. Но есть ещё и общество, которое способно предоставить экспертную и независимую оценку, выступить со стороны народа, который не извлекает прибыль, а является лишь потребителем общественного и природного блага. И предложить площадку, общую для представителей бизнеса, общества и государства. Такой я вижу перспективу развития РЭО, Российского экологического общества. Медиатора между всеми сторонами интересантов в экологической экономике. Площадку, где, конечно, может возникнуть недопонимание или несовпадение интересов, но при этом любая инициатива будет услышана и разобрана, а главное – дойдёт до всех адресатов. Конечно, при одном условии: приоритетной всегда будет оставаться задача доминирования «зелёных», экологических подходов к развитию страны.