Найти тему
1,7K подписчиков

ВЕликий комбинЗАтор

115 прочитали

Остап Бендер знал «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег».

Нам до него далеко, но с парочкой способов мы Вас познакомим)

Разговор будем вести про системы вытяжной противодымной вентиляции, а именно про применение частотных преобразователей на вентиляторах этих систем.

При написании статьи "Принципиальные схемы и решения по противодымной вентиляции подземной автостоянки" на глаза часто попадалась следующая информация (обратите внимание на выделенное красной рамкой):

Каталог "Оборудование для противодымной вентиляции" доступен по ссылке здесь.

Ссылка на брошюру "ВКОП и ШКВАЛ" здесь.

Напомним вам п. 7.22 [1]:

Возможность применения преобразователей частоты в составе вентиляторов систем вытяжной противодымной вентиляции следует определять на основании испытаний по ГОСТ Р 53302.

Давайте посмотрим сертификаты.

Сертификаты на вентиляторы:

Сертификат на шкаф управления:

Сертификат на шкаф управления "ШКВАЛ"
Сертификат на шкаф управления "ШКВАЛ"

Сертификаты на вентиляторы взяты отсюда, на шкафы управления здесь.

Что получается? Сертифицированы вентиляторы, сертифицированы шкафы управления. Но сертификата на использование вентилятора вытяжной противодымной вентиляции через частотный преобразователь в шкафу управления нет. Иначе это обязательно было бы указано в сертификатах на вентиляторы!

На вопрос:

Как будем сдавать системы?

менеджеры спокойно отвечают:

Как договоритесь.

Получается двойной развод: сначала вы покупаете необоснованно дорогое оборудование, потом еще "договариваетесь" с органами контроля (если они знают про этот "нюанс")...

Выводы... Выводы делайте сами.

P.S. Приведем Вам мнение на эту тему достаточно известного и уважаемого человека - Эсманского Рустама Кимовича (источник [2]):

Использование частотных преобразователей с вытяжными вентиляторами

Привод вентилятора удаления дыма в виде асинхронного двигателя и частотного преобразователя делает такой вентилятор совсем иным устройством, чем при непосредственном подключении двигателя к сети. Возрастают тепловые потери в двигателе и вентилятор работает на непроверенных частотах вращения, которые могут оказаться резонансными при уменьшении модуля упругости деталей вентилятора во время пожара.
Требуется проведение специальных огневых сертификационных испытаний вентилятора с частотно регулируемым приводом. На практике никто из производителей такие испытания не проводит, предпочитая байпасное подключение двигателя к сети.
Ссылка 1
1 На разной частоте двигатель будет греться и охлаждаться по разному (могут испытать вентилятор на максимально возможной частоте вращения и он не перегреется, а на меньшей частоте вращения он сгорит или наоборот) и не существует никаких методик расчета степени перегрева двигателей при питании через частотный преобразователь.
2 При изменении частоты вращения двигателя частотным преобразователем вентилятор может войти в резонанс с собственными колебаниями несущей системы. В холодном состоянии легко выйти из резонанса, слегка изменив эксплуатационную частоту вращения. При огневых испытаниях собственная частота колебаний несущей системы вентилятора сильно отличается от той, которая имеется при работе вентилятора в холодном состоянии из-за большого изменения механических свойств стали, в частности модуля Юнга, и отстроится от резонанса без проведения натурных испытаний не представляется возможным.
Применение частотного преобразователя для привода вентиляторов в пожарном режиме имеет гипотетический смысл только в случае применения на объекте большой партии вентиляторов одного типоразмера и с одинаковой частотой вращения. При этом экономический смысл обнаружить трудно, потому что стоимость установки с частотным приводом значительно больше стоимости на номер большего вентилятора, работающего без частотного преобразователя.
При использовании частотного преобразователя для обеспечения работы вентилятора в режиме общеобменной вентиляции со сниженной частотой вращения применяют частотные преобразователи значительно меньшей мощности, чем номинальная мощность двигателя, а в шкафах управления используют релейное шунтирование для прямого подключения двигателя к электросети при срабатывании пожарной сигнализации двигателя.
Ссылка 2
По ГОСТ Р 53302-2009 с изм. 1 вытяжные вентиляторы ПДВ проходят сертификационные огневые испытания при перемещении газовой среды с температурой 200, 300, 400, 600 гр. С в течении определенного количества часов. При этом вентилятор либо замыкается воздуховодами на печь с керосиновыми форсунками, либо устанавливается на проем в потолке печи или размещается внутри печи.
Такую же процедуру должен пройти вентилятор конкретного типоразмера на требуемой частоте вращения с подключением его двигателя к электросети через частотный преобразователь.
Ссылка 3
Конечно, это хлопотно и дорого. Поэтому никто в мире такое решение не использует и я всем проектировщикам советую не западать на провокационное предложение нашего самого знатного производителя.
Ссылка 4

Библиография

[1] СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)"

[2] Эсманский Р.К. "Методичка для проектировщиков систем дымоудаления" (взята с сайта компании "Вентзащита")

12.11.2020

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Заходите на наш сайт!