В настоящее время аутсорсинг интернет-маркетинга достаточно популярен. Независимо от того, есть ли в компании маркетинговый отдел, 1 специалист маркетолог или же нет ни того ни другого. Конечно, есть много примеров компаний которые не имеют такого отдела и не понимают нужен ли им маркетинг. Работают и стабильно имеют свой оборот. Важность маркетинга скорее всего станет очевидной для такой компании, если она почувствует падение объёмов продаж, или захочет увеличить эти объёмы, или же почувствует значительное усиление активности конкурентов.
И вопрос "Что эффективнее - сотрудник в штате или услуги на аутсорсинге?" не теряет свою актуальность.
Рассмотрим 3 варианта :
1. Собственник в роли маркетолога
Плюс этого лишь в том, что нет человека более ответственного в рамках его бизнеса чем он сам. Минусы заключаются в том, что собственнику некогда заниматься непосредственно бизнесом. Когда собственник пытается успеть всё, он не может полноценно погрузиться в какой-то один процесс. Маркетинг развивается и становится всё более сложным и всё более конкурентным. Поэтому требует достаточного уровня вовлеченности.
Например - у компании устарел дизайн сайта (любая айдентика рано или поздно требует обновления), необходимо обновить и дополнить контентом раздел услуг, а еще вести контекстную рекламу, таргетированную, следить за положительным фоном восприятия компании в сети... И на все эти и прочие задачи необходимо найти и проконтролировать подрядчиков. А если владелец бизнеса не очень погружен в маркетинг, то ему остается надеяться на профессионализм подрядчиков и молиться чтобы они не "слили" бюджет. Крайне рискованная стратегия и зачастую неработающая.
2. Маркетолог на зарплате
Плюс в том, что такой человек всегда доступен. Он находится в штате и зависим от компании. Отвечает за конкретно своё направление в работе. Знает бизнес изнутри.
Если это 1 сотрудник, то важно чтобы его компетенций хватило для контроля подрядчиков по разным направлениям - будь то задачи по SEO или же настройка сквозной аналитики. При должном уровне знаний такой сотрудник сможет получить максимальную эффективность от подрядчика и не позволит расходовать бюджет на ненужные задачи. Так же важно чтобы у такого сотрудника была стратегическая компетенция для управления финансовой частью, продуктом и ценой. Он должен ответить вам на вопросы: что продавать? кому продавать? как продавать? где продавать? за какую стоимость? Спросите его в чем он видит точки роста для улучшения ситуации вашего бизнеса на рынке.
Это эффективная модель в том случае, если зарплата маркетолога окупается и его можно загрузить объемом работы.
3. Отдаём ведение маркетинга агентству
Плюсы в том, что зачастую это менее затратно чем нанимать специалистов в штат под каждое направление маркетинга, это одна точка входа коммуникации по задачам. В агентстве за каждый узкий участок отвечает конкретный специалист. Опыт решения задач и ведения проектов разного уровня сложности зачастую выше чем у фрилансеров.
Минусы - агентства имеют много проектов и приоритеты не всегда в вашу пользу, в основном низкий уровень качества работы, не так просто оценить реальный уровень профессионализма агентства, не всегда по карману малому бизнесу, уровень погружения в бизнес несопоставимо меньше чем у штатного сотрудника.
При выборе подрядчика важно понимать кто перед вами и сделать хотя бы простые базовые вещи:
- оценить сайт
- посмотреть презентацию
- запросить кейсы с контактами заказчиков, позвонить спросить рекомендации у клиентов агентства
- почитать отзывы на крупных площадках, отзывы сотрудников о работе в этой компании
- лично пообщаться с исполнителем и посетить офис
Что выбрать в итоге?
Однозначно ответить на вопрос какая модель эффективнее нельзя. Необходимо определить цель, разбить на задачи, установить необходимые показатели, обозначить критерии для контроля и сроки выполнения. Только после этого вы сможете понять кто лучше справится с этой задачей - маркетолог в штате или аутсорсинговая компания. И не забывайте, что передача полномочий не подразумевает их окончательного снятия: это ваша компания и конечная ответственность за результат всё равно лежит на вас!