Уважаемые читатели, я писал эту статью, не используя сторонние источники так, как все события происходили у меня на глазах. Вся эта карабахская каша заваривалась при помощи пары националистов: Капутикян и Зори Балаян. А все началось с приходом к власти Горбачева, при котором тут же выросли, как грибы Аганбекяны, Осипяны и прочая шваль. Армянская диаспора подарила Раисе Горбачевой картину Айвазовского и это событие транслировали по советскому телевидению. После этого сразу начались разговоры об отделении Карабаха от Азербайджанской ССР (на тот момент). Азербайджанцев в Армении стали притеснять и практически выселять. Начались митинги в Сумгаите. Тогда еще многие не понимали, что это была четко разработанная программа КГБ – Союз разваливался и Кремлю надо было предпринимать что-то для сохранения Советского Союза. Попытки устроить пожар в Прибалтике ни к чему не привели – там народ не такой горячий, как на Кавказе, и не в обиду будь сказано даже инфантильный.
Население Сумгаита на тот момент составляло немногим менее 200 000, и проживало в городе много разных народов. Беспорядки на этнической почве продолжались с 27по 29 февраля 1988. года. Я, РОДИЛСЯ В Баку, но в это время проживал в Сумгаите. Основные события разворачивались на ул. Мира под моими окнами. Сумгаитцы узнавали друг друга по акценту, манере поведения и в тысячной толпе, не было ни одного знакомого лица, кто были эти люди нам было невдомёк. Их привозили автобусами. Наши сумгаитские «беременные» менты сразу разбежались и попрятались. Заметьте, на тот момент главу Горкома вызвали в Москву и в городе было практически безвластие. Странное совпадение.
И вот какой-то умник догадался выставить против толпы учащихся мореходки. Не курсантов ВВМУ им. Кирова, а подростков. И вот перепуганные мальчишки, больше похожие в своих черных шинельках на стройных девушек стояли перед толпой, имея на вооружении какие–то рейки. Слава богу, что их не трогали, и никто не пострадал…через несколько часов, наконец их заменили на солдат срочников. Эти уже были с дубинками и щитами. Но что такое рота солдат, прослуживших полгода против тысячной толпы? Улицы в Сумгаите – чистая формальность, город разделен на кварталы и микрорайоны. И вот пока толпа буянила на улице Мира, от нее периодически отделялись группы и уходили в другие части города. На кварталах люди давно жили вместе и были сплоченными. Мужчины выходили толпой на улицу, чтобы преградить путь в свои дворы погромщикам и это у них получалось. Именно благодаря им в кварталах практически никто из армян не пострадал. В микрорайонах народ жил менее дружно и был мало знаком с соседями. И основная часть пострадавших приходилась на микрорайоны. Меня удивляет другое: армяне постоянно попрекают азербайджанцев Сумгаитом, но я не видел в ДЗЕНЕ ни одного упоминания о том, что армян прятали и вывозили их соседи, те же азербайджанцы, русские, евреи и лезгины. А знаете каково, когда стоишь перед обдолбленной толпой с топорами в подъезде, а у тебя на кухне сидит молодой пацан армянин с беременной женой? И молишь Аллаха чтобы погромщики туда не вошли. 29 февраля прилетела десантура из Казани – стало поспокойнее, но на окраинах погромы продолжались и при них. Когда я спросил одного бравого прапорщика: где же вы раньше были? он ответил, что вылетели, как получили приказ. Спрашивается, какого хера в Москве ждали три дня? Видимо для КГБ недостаточно было количество погибших. Армян распределили по приморским санаториям, а утром я с приятелем поехал к ним, чтобы оказать какую-то помощь. И люди, которых я прятал у себя на работе и даже мой бывший одноклассник мне не подали руки. Я понимаю у них было такое состояние. Главное, что никто из моих знакомых не пострадал. И армяне почему-то не любят говорить о том, что координатором погромов был их же армянин Сергей Григорян, который насиловал своих же армянок. Об этих событиях я мог бы писать долго, но не вижу смысла отнимать время у читателей. О том, как провожал через дворы армян, как мы их прятали, как сами рисковали жизнями, как работала следственная группа из Москвы, про допросы в тюрьме, очные ставки и о многом другом. Если бы азербайджанцы в Сумгаите и Баку хотели убивать армян, никто живым не ушел бы.