Продолжение кратких повествований об истории, местах и событиях Калининграда (Кёнигсберга) конца 19 - первой половины 20 века. Первая часть здесь. Вторая часть здесь
29 августа 1944 года, в 22.10 по местному времени с авиабазы в Англии взлетели 189 бомбардировщиков "Ланкастер" Королевских Военно-воздушных сил. Самолёты взяли курс в направлении нейтральной Швеции, затем изменили направление полёта в сторону немецкого Кёнигсберга.
В кабине было очень тепло, поэтому лейтенант Джон Палфорд, двадцатитрёхлетний пилот королевских ВВС, сидел в одной рубашке и надетом поверх рубашки спасательном жилете. Справа сидел Хатч Дарви, бортинженер. Когда днём загружали в самолёт напалмовую бомбу, он написал на ней краской: "Это тебе за Ковентри и Глазго, Адольф". Четыре года назад в результате налёта люфтваффе Дарви потерял родителей в Ковентри; разрушенный дом в Глазго и погибшая под его обломками жена до сих пор стояли перед глазами.
Он не горел желанием бессмысленной мести, но, согласно данным командования, Кёнигсберг оставался единственным крупным немецким городом, не подвергнутым стратегическим бомбардировкам. Кроме того,на востоке от города, в каких-то паре сотен миль уже вели бои русские. Наконец, город считался относительно спокойным тыловым городом. в который стекались многочисленные беженцы из других уничтоженных немецких городов. Дарви считал, что нельзя давать немцам расслабляться.
Каждый Ланкастер нёс на своём борту одну большую бомбу(блокбастер) и 108 зажигательных бомб, начинённых напалмом. Предполагалось, что блокбастер разрушает здания в эпицентре взрыва и взрывной волной сносит черепичные крыши, выбивает стёкла и двери во всех зданиях на сотни метров вокруг. Отсутствие крыш делало здания уязвимыми для многих сотен мелких зажигательных бомб, которые сбрасывались вместе с блокбастером. Без оконных стёкол и дверей здания моментально возгорались: хорошая тяга воздуха способствовало быстрому развитию пожара. При плотной застройке и поражении большой площади многочисленные пожары сливались в единый огненный смерч, с которым невозможно бороться. Ланкастеры были идеальным машиной для массового убийства с воздуха.
Из-за большой дальности полёта (почти тысяча миль в одну сторону)этот рейд были вынуждены проводить без истребительного прикрытия. Ланкастеры летели на одном эшелоне, и точно таким же строем подошли с севера к Кёнигсбергу. Опыт американцев, потерявших не один самолёт под "дружественным" бомбовым ударом, был учтён.
Самолёт ощутимо тряхнуло от близкого разрыва: проснулась противовоздушная оборона немцев. В боковое стекло Джон Палфорд увидел, как от попадания в крыло Ланкастер, летевший немного правее и чуть ниже загорелся и, кувыркаясь, устремился по спирали к земле.Левое крыло бомбардировщика было оторвано прямым попаданием зенитного снаряда. Шансов выжить при таком повреждении у экипажа практически не было. Джон поёжился. Его самолёту в этот вылет повезло: он вернулся домой. Потери английских ВВС составили всего 15 сбитых Ланкастеров.
По воспоминаниям очевидцев, "весь центр города от Северного вокзала до Главного бомбардировщики планомерно усеивали канистрами с напалмом . В результате весь центр вспыхнул почти разом. Резкое повышение температуры и мгновенное возникновение сильнейшего пожара не оставили гражданскому населению, жившему в узких улочках, никаких шансов на спасение. Люди сгорали и у домов, и в подвалах... Около трех суток в город было невозможно войти. И по прекращении пожаров земля и камень оставались раскалёнными и остывали медленно. Чёрные руины с пустыми оконными проёмами походили на черепа. Похоронные команды собирали обугленные тела тех, кто погиб на улице, и скрючившиеся тела тех, кто задохнулся от дыма в подвале..."
В результате бомбардировки более 40 % жилых зданий Кёнигсберга подверглось разрушению. Исторический центр города был полностью стерт с лица земли.
В результате бомбардировки не пострадал ни один из мощных кёнигсбергских фортов. В апреле 1945 г. года штурмовым группам Красной Армии пришлось буквально прогрызать немецкую оборону и штурмовать эти форты ценой большой крови.
Для желающих ознакомиться с мемуарами английских лётчиков, участвующих во Второй мировой войне, советую почитать воспоминания Гиббона Гая "Впереди вражеский берег".
Ставьте лайк, если публикация понравилась. Подписывайтесь, если хотите получать уведомления о новых статьях. Комментируйте. Всем удачи и добра.