01 ноября в Молдавии прошли выборы Президента страны. Но победитель не определён, так как никто из кандидатов не набрал больше пятидесяти процентов голосов.
Поэтому будет второй тур.
Но неожиданность состоит не в этом. Многие аналитики предсказывали большую вероятность второго тура, соперниками в котором должны стать Игорь Додон и Майя Санду. Они и будут участниками второго тура.
Однако, вопреки всем опросам общественного мнения, на первое место вышла Майя Санду, которая в отличие от Додона ориентирована на евроинтеграцию.
Сам Додон и его окружение не сомневались в победе уже в первом туре, хотя возможность второго тоже допускали.
Как могло случиться, что Игорь Додон оказался на втором месте?
Ведь с 2016 года, когда Игорь Додон стал Президентом Молдавии, считается, что у власти здесь пророссийские силы, поддерживаемые народом. Но, как оказалось, это иллюзия.
И заявление Додона, что победу Санду в первом туре обеспечило голосование молдавских эмигрантов на избирательных участках в странах Запада, не может объяснить причин его поражения.
А винить Додону нужно, прежде всего, самого себя.
Он довольно вяло проводил избирательную кампанию, все видели его слабость и аморфность. И, конечно, та игра в пророссийскую направленность, которая раньше была не очень заметна, сейчас стала очевидной.
Все четыре года президентства Додон клялся в верности Москве и вёл при этом довольно хитрую игру. Его партия входила в парламенте в коалицию со сторонниками той же Майи Санду. Сам он активно договаривался о сотрудничестве с Западом, говоря о многовекторной политике. Это и привело к расколу молдавского общества на сторонников выстраивания партнерских отношений с Россией и сторонников жесткого ухода государства на Запад.
Во многом здесь есть и вина России, и ей стоит задуматься об эффективности своей внешней политики, чтобы сохранить влияние на постсоветском пространстве.
Все последние годы руководство России не задумывалось, что для привлечения союзников с ними надо говорить на понятном языке. То, что предлагали Молдавии США и Евросоюз, было вполне понятно и объяснимо.
Но что предлагала Россия, кроме слов об «общей исторической памяти»?
И потому Россия хоть и называлась партнёром № 1, стояла на третьем месте. Образ целостного будущего с Россией в глазах молдавского населения так и не возник. И это тоже минус для Додона.
Конечно, Додон потенциально может рассчитывать на голоса Ренато Усатого, которого нельзя назвать западником. Сейчас уже стало понятно, что его активное участие в выборах сыграло свою роль в сползании Додона на второе место: те почти 17% голосов, которые получил Ренато Усатый, не дали Додону победить. Но проблема в том, что нынешние молдавские власти преследуют Ренато Усатого, который мог бы быть их союзником.
Теперь же, к сожалению, следует ожидать поражения Додона во втором туре голосования. Или должно произойти какое-то чудо, чтобы он выиграл выборы и снова стал Президентом Молдовы.
ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ МОЯ СТАТЬЯ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОСТАВИТЬ ЛАЙК И ПОДЕЛИТЬСЯ СО МНОЙ СВОИМ КОММЕНТАРИЕМ, ОН ОЧЕНЬ ВАЖЕН. И, КОНЕЧНО, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ ОЧЕРЕДНУЮ СТАТЬЮ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ «ГОВОРИМ О ПОЛИТИКЕ ВМЕСТЕ».