Найти тему
Книжный лисенок

Кто основал "попаданчество"?

Очень приглянулась картинка
Очень приглянулась картинка

Все мы хоть раз читали о таких классных героях, как попаданцы. Но вот вопрос, кто же это такие и что такое «попаданчество»? Да многие из вас знают о таком приеме в фантастической литературе, связанным с попаданием героя в прошлое или в другой мир. Кстати попадает герой в своем теле, или же только сознание перемещается в тело «бедняги».

Но кто же начал писать об этом? Вы, наверное, задавались этим вопросом, но если нет, то вот вам небольшая статья, о том, кому же пришла об этом мысль. Кому же мы обязаны за нашу современную прозу, где есть привычное нам попадание героя?

Так вот, первым попаданцем является Хэнк Морган из романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889 год). Здесь главный герой Янки попадает из 21 в 5-6 века, в следствии удара ломом по голове. Ему приходится врать что он маг, впереди его ждут приключения и какой бы не была ирония судьбы, но в конце его ранили в голову. Коварный Мерлин усыпил Янки на тринадцать веков, так что главный герой умер в привычной для себя обстановке.

Продолжил это дело Лайон Камп, в своей повести «Да не опустится тьма!». Камп описывает попадание американского археолога – Пэдуэй, неизвестным образом попадает в Рим в 535 год. Освоившись в «новом мире», он становиться успешным предпринимателем, и решает предотвратить завоевание Италии византийцами, в результате государство устояло, и от последующего вторжения ломбардов.

Примером качественного «исторического» попаданчества является роман Джона Диксона Карра «Дьявол в бархате» (1951), в котором умирающий кембриджский профессор Николас Фентон заключает договор с Дьяволом и перемещается из Британии 1920-х в тело дворянина эпохи Реставрации Стюартов, носящего то же имя, поскольку он влюбился в изображённую на старинном портрете жену этого дворянина. В 1675 году он пытается предотвратить её убийство.

В советской фантастике эта тема была довольно популярной. Ещё в 1920-х годах в повести Вениамина Гиршгорна, Иосифа Келлера и Бориса Липатова «Бесцеремонный Роман» герой сооружает машину времени (что приближает книгу к хроноопере) и убегает от разрухи к Наполеону, предотвращая его поражение при Ватерлоо. Вероятно, это первая в СССР книга об изменении истории пришельцами из будущего.

Одна из первых советских утопий — «Страна Гонгури» Вивиана Итина (1922) — не скупится на «попаданческие» приемы. Её главный герой, молодой революционер Гелий, с помощью гипноза переносится из тюрьмы на две тысячи лет вперёд и оказывается в мире будущего. Основные занятия людей в конце IV тысячелетия — искусство и наука. Они путешествуют по другим планетам, создают всевозможные машины. Как и в утопиях 500-летней давности, в «Стране Гонгури» минимум сюжета, её цель — демонстрация, к чему может прийти советский человек за две тысячи лет.

Самый известный герой из прошлого получился у Лазаря Лагина — Старик Хоттабыч из повести-сказки «Старик Хоттабыч», и в её одноимённой экранизации 1956 года.

В 1966 году вышел роман Лагина «Голубой человек», где советский студент Юрий Антошин ментально переносится в Россию 1894 года, в тело молодого рабочего Егора Антошина.

Вот именно те, кто стал основателями моего любимого приема в фантастике.

P.s. Спасибо что прочитали мою статью!