Найти тему
TIME PSYCHOLOGY

Фобическое тревожное расстройство у подростков

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Среди различных форм тревожных расстройств у подростков наиболее часто встречается #фобическое тревожное расстройство , которое клинически проявляется как страхи сверхценного содержания, не оправдывающиеся конкретной угрозой или не соответствующие ей по степени значимости.

Для агорафобии специфичен страх оказаться в людской толпе, в общественном месте, в поездке, особенно самостоятельной. Как было сказано ранее, #агорафобия может сопровождать панические атаки, но может возникать и без них.

Очень характерна для подросткового возраста #социальная фобия – выраженный страх оказаться в центре внимания или страх повести себя так, что это вызовет смущение или унижение в определенных ситуациях, таких как общение или прием пищи в общественных местах, публичные выступления, случайная встреча знакомых лиц на публике, посещение общественных туалетов, пребывание в небольших группах (например, на вечеринках, собраниях, в классной комнате) и т. д.

Социофобии возникают у 1–3% детей и подростков, несколько чаще у девочек, чем у мальчиков.

Определяющим критерием специфических (изолированных) фобий является страх в рамках строго ограниченной ситуации или строго определенных объектов (высоты, змей, пауков, полетов на самолете и т. д.).

Среди различных вариантов фобий у подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями (учителем и директором), социальные страхи (страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх не соответствовать высоким требованиям.

Отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей и стиля взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком).

У подростков, склонных к размышлениям о жизни, появляются экзистенциальные страхи. У школьников распространены школьные фобии, которые проявляются как страх оценки знаний, несоответствия оценке и требованиям окружающих, перехода в другую школу и др. Школьные фобии – постоянный спутник обучения.

Для таких страхов характерно уклонение от посещения школы и выполнения общественных обязанностей, привязанность к одному из близких людей. Подросток избегает ситуации школьной неуспеваемости путем переключения на способы поведения, доставляющие удовольствие.

#Обсессивно-компульсивное расстройство встречается у подростков довольно часто и включает навязчивости, которые нередко приводят к формированию навязчивых действий и ритуалов (компульсии).

Навязчивости (обсессии) – упорно и неотступно преследующие человека идеи, мысли или импульсы, которые воспринимаются как болезненные и неприятные, например богохульные мысли, мысли об убийстве или сексе.

Обсессивно-компульсивное расстройство встречается у 2–3% детей и подростков. Дети с обсессивно-компульсивным расстройством могут жаловаться на то, что постоянно «слышат» возникающие в голове стихи или песни или боятся заболеть опасной болезнью (например, раком), или же опасаются, что на них нападет злоумышленник.

Нередки у подростков и так называемые #контрастные навязчивости . Тема навязчивых мыслей чудовищна для самого человека, сопоставима с грехом.

Примерами являются мысли о причинении вреда близкому человеку или самому себе, а также хульные (богохульные, аморальные, извращенные) мысли, которые сопровождаются интенсивным чувством страха и/или вины и чрезвычайно тягостны для подростка.

#Генерализованное тревожное расстройство возникает у 3–6% всех детей и подростков. Подростки с генерализованным тревожным расстройством испытывают беспокойство почти по любому поводу, склонны выискивать любые пугающие события в книге, фильме или в новостях, фиксировать на них свое внимание и связывать их с собственной жизнью, чрезмерно волнуются даже по поводу повседневных мелочей, например, какую одежду надеть на себя или что посмотреть по телевизору.

Подростковый период – очень подходящее время для начала панического расстройства – периодически повторяющихся приступов паники, возникающих спонтанно, внезапно, без видимой связи с внешними раздражителями, длящихся 5–30 мин и сопровождающихся такими симптомами, как одышка, сердцебиение, головокружение, удушье, боль в груди, дрожь, усиленное потоотделение и страх умереть или сойти с ума.

Приступы часто возникают в ситуации, когда больные стеснены в свободе передвижения или находятся в помещении, откуда они не сумеют выбраться и где не смогут получить помощь.

Паническому расстройству часто сопутствует #агорафобия. В настоящее время этот термин трактуется шире, чем раньше, и включает страх не только открытых пространств, но и любых ситуаций, из которых нет возможности немедленно выбраться и вернуться в безопасное место.

Хотя агорафобия считается отдельным расстройством, она часто служит механизмом защиты при паническом расстройстве: оставаясь дома или покидая его только с сопровождающими, больные тем самым избегают стресса, снижая вероятность приступа.

#Приступы паники довольно часто встречаются у подростков. Мысли о том, что будешь выглядеть глупо, часты в этом возрасте (у 35–65%), однако паническое расстройство куда менее распространено и возникает у 1–5% подростков .

#Симптомы панических атак у подростков мало чем отличаются от симптомов, характерных для взрослых, но переживаются крайне тяжело в связи со склонностью к катастрофизации, ощущением беспомощности и выраженной сенситивности, свойственным для переживания любых стрессовых ситуаций подростками.

Последствия тревожных расстройств у подростков

Тревожность отражается на всех сферах жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие.

Все виды тревожного расстройства снижают работоспособность, потому что беспокойство не поддается контролю. Сосредоточившись на источнике тревоги, подросток не может уделить внимание качественному выполнению учебных заданий, что приводит к снижению успеваемости.

Тревожность у подростков может отрицательно сказаться на формировании дивергентного, т.е. креативного, творческого, мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

У подростков с тревожными расстройствами повышается риск развития депрессии, нарушаются взаимоотношения в семье и обществе, нарастает социальная изоляция.

События и переживания, приводящие к фиксации тревоги в детском возрасте, находят свое отражение в поведенческих и личностных реакциях взрослых, предопределяют определенный личностный стиль эмоционально-поведенческой реактивности, а не проработанные тревожные расстройства подростков осложняются нарушениями психической адаптации в зрелом возрасте.

Лечение тревожных расстройств

Опыт работы с пациентами, страдающими ТР, неизбежно приводит клиницистов к заключению о максимальной эффективности комплексного подхода, сочетающего психотерапию, психофармакотерапию и социально-средовое воздействие.

Особую роль в терапии ТР играет психофармакотерапия. Несмотря на то что существует широкий спектр препаратов, рекомендуемых для лечения тревожных расстройств, большинство из них в подростковом возрасте применяются редко в связи со значительной частотой и выраженностью побочных эффектов.

________________________________________

Статьи, которые могут быть Вам интересны:

Проявления тревожных расстройств у подростков

Тревожные расстройства у подростков

Преодоление тревожности с помощью психотерапии

Отношение мужчин к психологической помощи

Абулия: психопатологический синдром, а не слабоволие

Психологические манипуляции: кто в зоне риска?

Фемицид: статистика в мире и в России

А что если, не все ваши воспоминания реальны?

Почему люди врут?

Признаки деструктивных отношений

Наука о притяжении

Газлайтинг: психологическое насилие от близких людей

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.