Лет 5 назад, когда я ещё работал в поликлинике, ко мне на приём обратилась женщина 30 лет с жалобами на страх замкнутых пространств. Она прямо с порога заявила, что пришла ко мне по рекомендации знакомых, чтобы избавиться от этого страха, который мучает её, сколько она себя помнит. Я пригласил её присесть, чтобы выяснить подробности.
Она начала рассказывать про то, что не может ездить в лифте, избегает туннелей, подземных переходов, метро, на заднем сидении автомобиля чувствует себя дискомфортно. Даже когда сидит в туалете, то приоткрывает дверцу, чтобы не было так страшно. В общем, боится всего, что имеет намек на замкнутое пространство. Из-за всего этого она стала раздражительной, беспокойной и вспыльчивой, так как не может вести нормальную полноценную жизнь.
На тот момент она проживала вместе с мужем в какой-то европейской стране, не работала. Раньше за помощью к психологам и психотерапевтам не обращалась. Приехала домой на малую родину на несколько месяцев до конца лета и решила воспользоваться случаем, раз доктора рекомендуют.
Пообщавшись некоторое время по поводу её симптомов, мы сошлись на том, что у неё действительно клаустрофобия. Я прикинул, что до отпуска у меня ещё месяц, поэтому решил предложить ей вариант психотерапии. Затем рассказал, что в лечении клаустрофобии есть три основных направления, которые я могу ей предложить.
Таблетки.
Здесь всё просто. Я назначу препарат, который нужно будет принимать ежедневно 6 месяцев и более. На фоне приёма препарата снизится уровень повседневной тревоги, а в ситуациях, которые раньше вызывали сильный страх, человек будет чувствовать себя лучше и легче. Через какое-то время можно будет преодолеть свой страх, а качество жизни улучшится. Но есть и отрицательные стороны. Препарат вообще может не оказать желаемого эффекта, тогда придётся подбирать другие препараты и комбинировать их друг с другом, а это всё время... Но даже если препарат и окажется эффективным, то существует риск развития побочных эффектов и высока вероятность того, что после окончания курса приёма препаратов симптомы вернутся.
Психотерапия.
В работе со страхами я в основном использую гипноз и когнитивно-поведенческую терапию. В данном случае был предложен гипноз (по косвенным признакам я понял, что пациентка высокогипнабельна), так как он поможет решить проблему достаточно быстро. По моим скромным расчётам для этого требовалось где-то 5-6 встреч по часу. Первые две недели – 2 раза в неделю, а третью и четвертую недели – 1 раз (чтобы успеть до начала моего отпуска). Мы проработаем первопричину расстройства, и уже после первых сессий можно будет получить результат.
Комбинация таблеток и психотерапии.
Это сочетание приема препаратов и психотерапии. Препараты позволят быстро убрать лишнюю тревогу и дадут возможность проводить психотерапию. В этом случае можно использовать препараты коротким курсом и с меньшим перечнем побочных эффектов. Но основной упор будет на психотерапию.
Пациентка начала задавать вопросы по каждому из направлений: какие конкретно препараты и почему именно эти, какова их эффективность, какие побочные эффекты. Я добросовестно отвечал. Далее пошли вопросы про психотерапию: что такое гипноз, как он мне может помочь, не станет ли хуже. Я рассказал про основные страхи и мифы по поводу гипноза, привел примеры 5 случаев, которые обращались ко мне по поводу клаустрофобии. Пациентка что-то замешкалась. Начала задавать вопросы вообще невпопад.
Я подчеркнул, что, так как она обратилась в государственное учреждение, то психотерапия будет бесплатной. Там, где она живёт, с неё бы взяли около 1000$ за работу с гипнозом. Плюс она ничего не теряет. Время свободное есть, побочных эффектов нет, денег не требуют. А если вдруг эффекта не будет, то всегда можно попробовать что-нибудь другое или назначить таблетки.
- Мне нужно подумать
- Хорошо. Вот вам мой номер телефона. Звоните.
Она вернулась через 30 минут с мамой. С основным вопросом: «А как вообще может помочь гипноз?». Я повторно рассказал о механизмах возникновения фобических расстройств и о том, каков принцип работы с ними. Но мать ответила:
- Выпишите нам лучше таблетки… Правда, доча?!
- Да, мама!
Я выписал рецепт. Объяснил схему приёма. Больше мы не виделись. Потом я ещё долгое время думал над этой ситуацией. Может я был недостаточно убедителен в аргументах или не продемонстрировал ролевую позицию в должной мере, или что-то ещё. Возможно и так, но это те вопросы, над которыми приходится постоянно работать каждому специалисту.
В отличие от частного приёма, в поликлинике ты не можешь отказаться от пациента, который обратился за помощью. Если к тебе пришли, то ты должен оказать помощь. Но если пациент сопротивляется по каким-то причинам? Я не могу насильно причинить добро.
Если человек хочет достичь желаемых изменений, то ему необходимо помнить о трёх вещах:
1. он должен желать измениться;
2. знать как это сделать;
3. дать себе шанс на изменения.
Когда клиент обращается с проблемой, то сфера ответственности специалиста – это пункт № 2. Специалист знает, как это сделать… Клиент не знает, поэтому и обращается. Но если клиент где-то в глубине своей души не желает изменений или не даёт себе шанс измениться, то вся работа будет саботирована.