Если вам надоело вместе со мной копаться в историях болезни знаменитостей, просто посмотрите на фото. Наполеоновские солдаты в припадке тупой ненависти ко всему королевскому изуродовали прекрасное лицо,
но это не изменило прелести истории той, что упокоилась в самом прекрасном мраморном саркофаге Португалии. Скорее всего, это единственное изображение, созданное вскоре после ее смерти.
История 46 Инеш де Каштру. Мой рассказ о даме, что всю жизнь страдала, а после смерти королевой стала.
В двадцати километрах от Лиссабона есть городок Алкобаса. По узким улочкам, мимо белых стен, кафе, лавочек выходим к узкому мостику, под которым сливаются чистые, как слезы, ручьи Алко и Баса, названные в честь юноши и девушки, которых разлучили злые люди. Соборная площадь прекрасна, как все соборные площади Португалии. Собор Санта Мария с крыльями братских корпусов – самый большой в Португалии. Три прекрасных нефа стремятся в даль и вверх, собор полон света и воздуха. Но что-то необъяснимо-тяжелое висит в воздухе. Вдали от входа установлены два саркофага, прекрасней которых мне не приходилось видеть – белоснежный мрамор умелыми руками мастеров превращен в тонкое кружево, которое, кажется, вот-вот покачнется от сквозняка.
На одном саркофаге лежит фигура красивого мужчины с бородой в роскошном одеянии, в ногах его – верный пес.
На втором – фигура прекрасной молодой женщины с лицом, полным страдания. Она спит на руках у ангелов, но даже это не радует ее.
Ее саркофаг стоит на телах трех людей, лица которых перекошены страданием. Это ее убийцы, обреченные вечно мучиться грузом своей вины. Фигуры обращены лицами друг к другу. Когда настанет день страшного суда, первое, что они увидят, встав из гробов, будут лица друг друга. Рука об руку они отправятся к Господу, который не разлучит их, как разлучили люди. Это было в середине XIV века.
Дон Педру Справедливый, король Португалии и донья Инеш де Каштру, те, кто лежат в прекрасном соборе, полюбили друг друга с первого взгляда. Король Афонсу решил женить наследника, шалопая и бунтяря, когда ему исполнилось 17 лет. В невесты ему назначили Констансу Мануэль, испанскую наследницу. Оба будущих супруга прошли через детские браки по расчету, у обоих расторгнутые. Так что брак у обоих был вторым. Невеста ничем, кроме королевского происхождения, не примечательная, впечатления на дона Педру не произвела, зато он сразу потерял голову от ее фрейлины, доны Инес де Кастро. Донья Инес, или как ее называли в Португалии, Инеш де Каштру, имела королевскую стать и красоту, лишь подтверждавшую сплетню о том, что Инеш была незаконнорожденной дочерью короля и родной сестрой Констансы. Своенравный дон Педру своих чувств скрывать не собирался – открыто преследовал донью Инеш. Девушка старалась избегать ухаживаний, держалась холодно, даже уезжала на родину. Хитроумная инфанта Констанса сделала Инеш крестной матерью своего ребенка в надежде на то, что крестным и родителям нельзя вступать в отношения. Педру старался забыть об Инеш, как о наваждении, в военных походах, и вот однажды гонец привез известие о его смерти на поле боя. Принц был серьезно ранен, но гонец посчитал, что принц не выживет. Констанса приняла известие почти равнодушно, а Инеш лишилась чувств.
Констанса умерла через шесть лет через неделю после вторых родов, Педру признал наследников преемниками и открыто объявил о чувствах к Инеш. Он построил для Инеш в тогдашней столице Коимбре прекрасный дворец, который все называли Дом любви. Инеш родила четверых детей, и в часы, когда была вместе с доном Педру, чувствовала себя совершенно счастливой. Она ждала его на любимом месте в саду у пруда, грустя в одиночестве. Ее любимой комнатой стала детская. Король Афонсу предлагал сыну жениться вторично, но он отвергал самые выгодные партии. Дело было в том, что сразу после смерти Констансы дон Педру в тайне обвенчался с Инеш. Все было бы ничего, если бы братья кроткой Инеш не решили с помощью дона Педру получить престол Кастилии, что означало войну. Кроме того, дети Инеш были здоровы и сильны, а законные наследники престола от Констансы росли болезненными и умом не блистали. Судьба Инеш был предрешена – ни войны, ни чехарды в престолонаследии и король Афонсу допустить не мог. Убивать Инеш в Дом любви король явился с тремя палачами. Великий Камоэнш в Лузиаде описал, как нежная прекрасная донья Инеш бросилась к ногам короля и умоляла его ради его же внуков пощадить ее. Старый король дрогнул и почти согласился оставить Инеш в живых, отправив в изгнанье, но Инеш отказалась, не найдя в себе сил разлучиться с доном Педру. Это решение стоило ей головы. В прямом смысле слова. Она погибла на глазах детей. Убийцы не пощадили ее лебединую шею. По легенде, когда она пила красное вино его было видно под тонкой кожей.
Любитель развлечений дон Педру был на охоте в волшебном лесу Бусако.
Он не нашел ее ни на заветном балконе, на котором она всегда ждала его, ни в комнате с собаками, ни в детской. Не было ее и на любимом месте в саду у пруда. Ее тело дон Педру нашел в монастыре Санта Клара.
Разразившуюся после убийства Инеш двухлетнюю войну прекратила только смерть старого короля. Король Педру разыскал и вернул в Португалию двух убийц Инеш. По легенде он лично вырвал их сердца. Придворные получили приглашения на коронацию королевы. Они не знали, что думать – наверное, король решил жениться снова. В соборе в Коимбре, на троне в сверкающих золотом одеждах сидела мертвая Инеш. Король Педру торжественно объявил Инеш королевой и приказал придворным присягнуть ей, поцеловав руку. К тому времени Инеш была мертва уже пять лет.
Через несколько лет Инеш упокоилась в городе любви Алкобасе, 999 монахов день и ночь молились о ее душе.
Дом любви стали называть домом слез, в саду, на месте, где любила сидеть Инеш, ожидая Педру, вдруг забил родник, на дне которого выросли алые как кровь водоросли, а монастырь Санта Клара, куда привезли тело Инеш после казни, вдруг затопило, и жизнь там прекратилась. Долгих двенадцать лет Инеш ждала своего Педру, и вот уже почти семьсот лет они лежат рядом, чтобы увидеть друг друга в день страшного суда.
На его саркофаге написано – вместе до конца света.
#историяВболезни