Найти тему
КиноФайлы

«Довод» (2020): мнение о фильме

Первое впечатление, которое складывается еще в начале просмотра: фильм нещадно порезали при монтаже, будто бы Кристофер Нолан снял что-то продолжительностью часиков на пять, а потом грубо сократил до двух с половиной часов под театральный формат. При этом под нож пошла именно смысловая нагрузка. Так это было или нет, судить не берусь, но повествование выглядит диким нагромождением большого количества событий, а зрителю фактически не дают перевести дух и осмыслить происходящее.

Джон Дэвид Вашингтон в фильме «Довод»
Джон Дэвид Вашингтон в фильме «Довод»
  • Режиссер и автор сценария: Кристофер Нолан
  • В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Димлл Кападия, Майкл Кейн
  • Продолжительность: 150 мин.

Сразу отмечу, что режиссер Нолан мне симпатичен. И больше всего люблю его «Начало». Также нравятся «Помни», «Дюнкерк» и трилогия о Бэтмене. Несколько был разочарован «Интерстелларом», но тут явно сыграл роль эффект завышенных ожиданий. Но что касается «Довода» (ориг. назв. «Tenet»), то его я безо всяких оговорок считаю неудачей. При этом свое мнение никому не навязываю, так что не судите строго.

Коротко о сюжете (как обычно, без спойлеров)

Ученым в будущем становится доступна технология по инвертированию во времени, то есть можно пропустить кого-то или что-то через специальный портал, после чего этот кто-то или что-то будет двигаться по временной шкале в обратном направлении. Внешне это будет выглядеть будто бы человек идет задом наперед, пуля влетает в дуло пистолета и т.п., то есть для окружающих инвертирванный будет двигаться как при обратной перемотке. Ну а для самого инвертированного весь мир вокруг и все творящиеся процессы будут идти в обратном направлении. Такая вот относительность. Как обычно, технология попадает не в те руки, а потому главному герою в исполнении Джона Дэвида Вашингтона придется бороться за будущее, прошлое и настоящее.

Кадр из фильма «Довод»
Кадр из фильма «Довод»

Отличный визуал и неуклюжее действие

Лежащая в основе сюжета концепция инвертирования прекрасно подходит для создания на экране причудливых и зрелищных сцен, где часть действующих лиц и предметов движется линейно, а часть – «на обратной перемотке». И местами это действительно выглядит захватывающе. В то же время, в силу рваного темпа повествования и событийной перенасыщенности сюжета, зритель просто запутывается в том, что творится на экране. А финальная схватка так и вовсе вышла несмотрибельной: смешались в кучу кони, люди. И повторные просмотры вряд ли это дело исправят, так как, если говорить честно, не особо-то и тянет разбираться, кто там куда побежал.

Кадр из фильма «Довод»
Кадр из фильма «Довод»

Если сравнивать с предыдущими работами Нолана, то по стилистике «Довод» ближе всего к «Началу», но проигрывает ему по всем статьям. В «Начале» все было гармонично: интересная фантастическая концепция, захватывающий сюжет, раскрывающиеся по ходу действия герои, великолепные визуальные эффекты, музыка, игра актеров.

У «Довода» же проблема баланса – главная. «Научным» объяснениям происходящего практически не уделяется времени, все ограничивается буквально парой дежурной фраз из «Гугла». Сюжетные повороты особо не комментируются и не разбираются – действие несется галопом. Поэтому смотреть фильм в кинотеатре крайне некомфортно, так как нет возможности перемотать назад, чтобы еще разочек переслушать скоротечный диалог для понимания творящегося на экране действа.

Джон Дэвид Вашингтон и Кристофер Нолан на съемках фильма «Довод»
Джон Дэвид Вашингтон и Кристофер Нолан на съемках фильма «Довод»

При этом Нолан почему-то нашел место пустым и пафосным речами главных действующих лиц на фоне роскошных пейзажей. Например, где-то в середине фильма главный злодей весьма нудно в деталях расписывает главному герою, как будет перерезать ему горло. Не лучше ли было потратить этот хронометраж на объяснение физики происходящих процессов или смысла тех сцен, что уже были в фильме? Хотя бы на уровне схематических наглядных объяснений дока Брауна в фильме «Назад в будущее»?

В итоге получается, что за 150 минут многое из того, что произошло в фильме, так и остается неясным, а на выходе из зала в голове сумбур. Не лучше ли было выбрать формат сериала, дабы избежать этой дикой скачки галопом?

Джон Дэвид Вашингтон и Кристофер Нолан на съемках фильма «Довод»
Джон Дэвид Вашингтон и Кристофер Нолан на съемках фильма «Довод»

На этом мои претензии к картине не исчерпываются. К сожалению, «Довод» стал первым (для меня) фильмом Нолана, где режиссер ошибся с актерами и не смог представить зрителю по-настоящему интересных героев.

Неубедительный Бонд

Джон Дэвид Вашингтон, играющий главную роль, совершенно не на своем месте. Актер отлично выглядел в «Черном клановце», но в «Доводе» он просто нелеп во всех этих дорогих костюмах, изображая из себя Бонда (одного из любимых героев Нолана). Вот Ди Каприо подошел бы на роль идеально, но, возможно, Нолан хотел дистанцироваться от «Начала», а потому выбрал Вашингтона. Если так, то есть же Киану Ривз, Дэниел Крэйг и множество других актеров, которые и в экшен-сценах хороши, и интеллект сыграть могут, так сказать. Не хочется думать, что главную звезду подбирали по принципу «должен быть черный парень», но даже если так, то есть, например, Махершала Али и другие темнокожие ребята, которые лучше бы подошли на роль. В конце концов, можно было сделать рокировку: на главную роль Паттисона, а Вашингтона на его место.

Джон Дэвид Вашингтон в фильме «Довод»
Джон Дэвид Вашингтон в фильме «Довод»

Главный злодей, русский олигарх в исполнении Кеннета Браны, получился до неприличия плоским, даже карикатурным – в духе простеньких боевичков 90-х годов. Я, кстати, люблю многие «простенькие боевички 90-х», но от нолановской фантастики ждешь совсем другого. Единственное объяснение показушной жестокости русского олигарха – это то, что он русский. Кажется, Нолан всерьез считает, что большего и не нужно. Абсолютно все русские в его фильме – угрюмые и злые. Понимаю, пропагандистские стереотипы, да еще и модный нынче тренд, но закрывать на это глаза не хочется, учитывая, что фильм во всем другом тоже слаб.

 Кеннет Брана в фильме «Довод»
Кеннет Брана в фильме «Довод»

Несмотря на то, что фильм мне не понравился, буду ждать следующее творение режиссера. И все же факт остается фактом: от человека, некогда подарившего «Начало», я ожидал гораздо большего.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Интересные факты о фильме «Никто» (2021)
«Поезд в Пусан 2: Полуостров» (2020): мнение о фильме
«Запретная зона» (2020): мнение и интересные факты о белорусском фильме на тему Чернобыля
«Пятеро одной крови» (2020): интересные детали фильма и мнение о нём
Боевики 2020 года
Триллеры 2020 года

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!