Найти тему

Гости незаморские: Гурьевы, Сверчковы и другие

+
+

Наше путешествие по Потаповскому переулку привело нас на перекрёсток Потаповского и Сверчкова переулков. Местечко с богатейшей историей, сохранившее воспоминания о многих знаменитых москвичах.

Прежде чем мы углубимся в Сверчков переулок, поговорим об усадьбе, которая находилась на углу Сверчкова и Потаповского. У этой усадьбы длинная история, и с ней связано множество незаурядных судеб.

Первыми её хозяевами были именитые купцы - братья Михаил и Иван Гурьевы, имевшие статус "гостей". Тут требуется некоторое пояснение. Когда речь идёт о купечестве, мы привыкли к понятию "гильдия". Однако это слово появилось в российских источниках лишь в 1719 году. В течение 18 века сословное деление претерпело множество изменений, и окончательно оно сформировалось и было узаконено "Жалованной грамотой городам", изданной Екатериной Второй в 1785 году и закрепившей правовой статус "городских обывателей". Согласно этому документу, купечеству была предоставлена монополия на торговую деятельность, что вызвало приток записавшихся в это сословие. Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими судами и имели право свободного передвижения по стране — так называемую «паспортную льготу». Купцы второй гильдии могли владеть речными судами. Кроме того, купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Для поощрения купцов было введено почётное гражданство.

Но купцы существовали и раньше, намного раньше появления Жалованной грамоты и даже раньше появления слова "гильдия". В середине 17 века высшей категорией купечества считались так называемые "гости". Не обязательно "иностранные гости", которые составляли подавляющее большинство торговавших в Москве купцов в 16 веке. В 17 веке появились и отечественные "гости", то есть русские купцы, которые имели право торговать с другими городами и странами. Гости вели только оптовую торговлю. Ввозимые товары складировались на особых дворах, которые получили название Гостиных дворов.

К середине 17 века гости стали высшей категорией русского купечества. Особую жалованную грамоту на "гостиное имя" получали от самого царя. В 1679 году Алексей Михайлович выдал такую жалованную грамоту Михаилу Иванову сыну Гурьеву. Это и был один из братьев Гурьевых - хозяев усадьбы в Потаповском переулке.

Братья Гурьевы числились владельцами этого имения уже в 1671 году. Примерно в это время были построены каменные одноэтажные палаты на высоком подклете, выходившие торцом в Потаповский переулок.

Много воды с тех пор утекло, и много хозяев сменилось у усадьбы. При всех хозяевах усадьба активно строилась и перестраивалась. Одно время ею владел знаменитый московский предприниматель и меценат Василий Кокорев, а в 1881 году её купила семья купца Абрикосова - крупнейшего производителя сладостей в Российской империи. Большая семья Алексея Ивановича Абрикосова (у него было 22 ребенка, 17 дожили до взрослых лет) занимала 2 большие квартиры на первом и втором этаже в старой части дома. Остальные квартиры – в той части дома, что выходит в переулок, и во флигелях – сдавались внаем.  Интерьеры большой 12-комнатной квартиры Абрикосовых на первом этаже были оформлены изысканно и богато: изящная лепнина на потолке и стенах (в некоторых местах – с позолотой), декорированные лепниной дверные порталы, наборный паркет, украшенные резьбой двери, мраморные подоконники.

Ничего не осталось от этих великолепных интерьеров.

-2
-3

Причину угадать нетрудно. Абрикосовым усадьба принадлежала до революции 1917 г., после чего была национализирована. Все квартиры, в том числе и уникальную абрикосовскую, превратили в коммунальные. В 1930-е годы дом надстроили еще двумя этажами, причем стены надстройки были сложены из недолговечных материалов типа саманных блоков.

Вот как это стало выглядеть в 20 веке.

-4

И это ещё не самый печальный вид здания. В течение десятилетий оно продолжало разрушаться не только внутри, но и снаружи. Коммунальные квартиры выселили, о судьбе дома велись бурные споры, но хорошего хозяина так и не находилось, а дом постепенно пропадал. Зимой 2009 года на верхних этажах случился пожар, и при тушении всё было залито. После этого ещё почти 10 лет здание было фактически бесхозным, никакие работы не велись. В конце концов, сверху начали просто слетать куски кровли. Я тогда работала в соседней с этим зданием больнице и хорошо помню переписку с районной Управой по этому поводу.

-5

Примерно в таком состоянии здание пребывало на момент принятия окончательного решения о его дальнейшей судьбе. Городу удалось найти покупателя, который взялся за приведение в порядок этого места. Сейчас тут планируются шикарные пятиэтажные апартаменты, при этом представители девелопера обещают даже восстановить интерьеры квартиры Абрикосова и вообще - сохранить максимум исторического. Например, обещают отреставрировать сводчатые помещения первого и полуподвального этажей, раскрыть старинные фасады на третьем этаже.

Конечно, очень обидно, что как предмет охраны был определён именно пятиэтажный объём, а не первоначальный трёхэтажный. Пятиэтажный объём и был продан под застройку. Разумеется, это выгодно и городу, и застройщику, учитывая трудновообразимую стоимость каждого квадратного метра в этом квартале. Понятно, что градозащитники продолжают говорить о превышении этажности и нарушении исторически сложившегося облика малоэтажной застройки переулка.

Не буду здесь углубляться в суть этих споров. Каждая истина конкретна. У каждой строительной площадки в центре Москвы - своя история и свои подробности. Но мне кажется, что в любом случае будет лучше, если на этом месте будет не безобразная руина, а достойное здание.

-6
-7

Сегодня главный дом усадьбы по адресу: Потаповский переулок, 6 ждёт, в буквальном смысле, своего возрождения. Подождём и мы. Посмотрим, как это будет.

Впрочем, кое-что от усадьбы сохранилось. Это боковой флигель, выходящий основным фасадом в Сверчков переулок.

-8

Наиболее известным заведением, которое занимало флигель по Сверчкову переулку, был престижный пансион пастора Л. Эннеса, выходца из Эльзаса. Он работал с 1845 по 1859 год. Учебное заведение было открыто для представителей богатого купечества. Там же обучались и дети практически всех живущих в Москве иностранцев. Преподавание велось на немецком и французском. Среди педагогов – много известных имен: фольклорист А.Н.Афанасьев, преподававший русский язык и историю; историк и экономист И.К.Бабст, занимавшийся уроками всеобщей истории; математику преподавал А.Ю.Давидов, занявший вскоре кафедру математики в Московском университете.

Пансион Эннеса помнят благодаря именам выдающихся воспитанников, в первую очередь, Сергея Петровича Боткина - выдающегося русского терапевта, физиолога и общественного деятеля, лейб-медика Двора Его Императорского Величества, участника Крымской войны в составе отряда Николая Пирогова. Это его сын, Евгений Сергеевич, стал впоследствии лейб-медиком и лечащим врачом семьи Николая Второго и принял мученическую смерть вместе с царской семьёй в 1918 году.

Ну вот мы с вами и вошли в Сверчков переулок. Мы поговорили о палатах "имени гостей Гурьевых", а теперь на очереди переулок имени гостя Сверчкова.

Иван Матвеевич Сверчков - известный в 17 веке московский гость, на чьи средства была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке.

В переулке его имени ему принадлежала большая усадьба, простиравшаяся от нынешнего Сверчкова переулка до самой Покровки. На усадьбе на рубеже 16-17 веков были выстроены двухэтажные палаты на белокаменном подклете, которые существуют и сегодня.

-9

В настоящее время в палатах располагается Российский Дом народного творчества.

Прячутся палаты Сверчкова во дворе.

-10

В этом же дворе располагается небольшая гостиница, название которой снова напоминает нам о хозяине усадьбы в далёком 17 веке.

-11

Между двором и Сверчковым переулком есть ещё один проход, который смело можно считать местной достопримечательностью.

Это просто проход между домами 10 и 12 по Сверчкову переулку.

-12

Однако в 2013 году московский художник Алексей Петров придумал такую шутку: он решил определить, что этот проход является переулком, и дал этому переулку имя. Произошло это в 2013 году.

Художник этот - вообще большой шутник. Самоучка. В возрасте 21 года начал все свои картины подписывать псевдонимом "Дурень". Работы его находятся в частных галереях у нас и за рубежом. Его самого, к сожалению, больше нет с нами: он умер в 2017 году, когда ему было 45 лет.

-13

Московский художник назвал переулок в честь голландского художника Эшера - мастера иллюзий, любящего изображать призрачные, несуществующие объекты.

Эшеров переулок призрачен только в том смысле, что его нет на официальной карте Москвы. Сам по себе он вполне реален и функционален. И по нему можно не просто пройти. Можно остановиться, расположиться удобно, выпить и закусить.

-14

Давайте и мы с вами присядем, выпьем и закусим. А в следующий раз продолжим нашу прогулку по Сверчкову и другим переулкам Покровки.