Наше путешествие по Потаповскому переулку привело нас на перекрёсток Потаповского и Сверчкова переулков. Местечко с богатейшей историей, сохранившее воспоминания о многих знаменитых москвичах.
Прежде чем мы углубимся в Сверчков переулок, поговорим об усадьбе, которая находилась на углу Сверчкова и Потаповского. У этой усадьбы длинная история, и с ней связано множество незаурядных судеб.
Первыми её хозяевами были именитые купцы - братья Михаил и Иван Гурьевы, имевшие статус "гостей". Тут требуется некоторое пояснение. Когда речь идёт о купечестве, мы привыкли к понятию "гильдия". Однако это слово появилось в российских источниках лишь в 1719 году. В течение 18 века сословное деление претерпело множество изменений, и окончательно оно сформировалось и было узаконено "Жалованной грамотой городам", изданной Екатериной Второй в 1785 году и закрепившей правовой статус "городских обывателей". Согласно этому документу, купечеству была предоставлена монополия на торговую деятельность, что вызвало приток записавшихся в это сословие. Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими судами и имели право свободного передвижения по стране — так называемую «паспортную льготу». Купцы второй гильдии могли владеть речными судами. Кроме того, купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Для поощрения купцов было введено почётное гражданство.
Но купцы существовали и раньше, намного раньше появления Жалованной грамоты и даже раньше появления слова "гильдия". В середине 17 века высшей категорией купечества считались так называемые "гости". Не обязательно "иностранные гости", которые составляли подавляющее большинство торговавших в Москве купцов в 16 веке. В 17 веке появились и отечественные "гости", то есть русские купцы, которые имели право торговать с другими городами и странами. Гости вели только оптовую торговлю. Ввозимые товары складировались на особых дворах, которые получили название Гостиных дворов.
К середине 17 века гости стали высшей категорией русского купечества. Особую жалованную грамоту на "гостиное имя" получали от самого царя. В 1679 году Алексей Михайлович выдал такую жалованную грамоту Михаилу Иванову сыну Гурьеву. Это и был один из братьев Гурьевых - хозяев усадьбы в Потаповском переулке.
Братья Гурьевы числились владельцами этого имения уже в 1671 году. Примерно в это время были построены каменные одноэтажные палаты на высоком подклете, выходившие торцом в Потаповский переулок.
Много воды с тех пор утекло, и много хозяев сменилось у усадьбы. При всех хозяевах усадьба активно строилась и перестраивалась. Одно время ею владел знаменитый московский предприниматель и меценат Василий Кокорев, а в 1881 году её купила семья купца Абрикосова - крупнейшего производителя сладостей в Российской империи. Большая семья Алексея Ивановича Абрикосова (у него было 22 ребенка, 17 дожили до взрослых лет) занимала 2 большие квартиры на первом и втором этаже в старой части дома. Остальные квартиры – в той части дома, что выходит в переулок, и во флигелях – сдавались внаем. Интерьеры большой 12-комнатной квартиры Абрикосовых на первом этаже были оформлены изысканно и богато: изящная лепнина на потолке и стенах (в некоторых местах – с позолотой), декорированные лепниной дверные порталы, наборный паркет, украшенные резьбой двери, мраморные подоконники.
Ничего не осталось от этих великолепных интерьеров.
Причину угадать нетрудно. Абрикосовым усадьба принадлежала до революции 1917 г., после чего была национализирована. Все квартиры, в том числе и уникальную абрикосовскую, превратили в коммунальные. В 1930-е годы дом надстроили еще двумя этажами, причем стены надстройки были сложены из недолговечных материалов типа саманных блоков.
Вот как это стало выглядеть в 20 веке.
И это ещё не самый печальный вид здания. В течение десятилетий оно продолжало разрушаться не только внутри, но и снаружи. Коммунальные квартиры выселили, о судьбе дома велись бурные споры, но хорошего хозяина так и не находилось, а дом постепенно пропадал. Зимой 2009 года на верхних этажах случился пожар, и при тушении всё было залито. После этого ещё почти 10 лет здание было фактически бесхозным, никакие работы не велись. В конце концов, сверху начали просто слетать куски кровли. Я тогда работала в соседней с этим зданием больнице и хорошо помню переписку с районной Управой по этому поводу.
Примерно в таком состоянии здание пребывало на момент принятия окончательного решения о его дальнейшей судьбе. Городу удалось найти покупателя, который взялся за приведение в порядок этого места. Сейчас тут планируются шикарные пятиэтажные апартаменты, при этом представители девелопера обещают даже восстановить интерьеры квартиры Абрикосова и вообще - сохранить максимум исторического. Например, обещают отреставрировать сводчатые помещения первого и полуподвального этажей, раскрыть старинные фасады на третьем этаже.
Конечно, очень обидно, что как предмет охраны был определён именно пятиэтажный объём, а не первоначальный трёхэтажный. Пятиэтажный объём и был продан под застройку. Разумеется, это выгодно и городу, и застройщику, учитывая трудновообразимую стоимость каждого квадратного метра в этом квартале. Понятно, что градозащитники продолжают говорить о превышении этажности и нарушении исторически сложившегося облика малоэтажной застройки переулка.
Не буду здесь углубляться в суть этих споров. Каждая истина конкретна. У каждой строительной площадки в центре Москвы - своя история и свои подробности. Но мне кажется, что в любом случае будет лучше, если на этом месте будет не безобразная руина, а достойное здание.
Сегодня главный дом усадьбы по адресу: Потаповский переулок, 6 ждёт, в буквальном смысле, своего возрождения. Подождём и мы. Посмотрим, как это будет.
Впрочем, кое-что от усадьбы сохранилось. Это боковой флигель, выходящий основным фасадом в Сверчков переулок.
Наиболее известным заведением, которое занимало флигель по Сверчкову переулку, был престижный пансион пастора Л. Эннеса, выходца из Эльзаса. Он работал с 1845 по 1859 год. Учебное заведение было открыто для представителей богатого купечества. Там же обучались и дети практически всех живущих в Москве иностранцев. Преподавание велось на немецком и французском. Среди педагогов – много известных имен: фольклорист А.Н.Афанасьев, преподававший русский язык и историю; историк и экономист И.К.Бабст, занимавшийся уроками всеобщей истории; математику преподавал А.Ю.Давидов, занявший вскоре кафедру математики в Московском университете.
Пансион Эннеса помнят благодаря именам выдающихся воспитанников, в первую очередь, Сергея Петровича Боткина - выдающегося русского терапевта, физиолога и общественного деятеля, лейб-медика Двора Его Императорского Величества, участника Крымской войны в составе отряда Николая Пирогова. Это его сын, Евгений Сергеевич, стал впоследствии лейб-медиком и лечащим врачом семьи Николая Второго и принял мученическую смерть вместе с царской семьёй в 1918 году.
Ну вот мы с вами и вошли в Сверчков переулок. Мы поговорили о палатах "имени гостей Гурьевых", а теперь на очереди переулок имени гостя Сверчкова.
Иван Матвеевич Сверчков - известный в 17 веке московский гость, на чьи средства была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке.
В переулке его имени ему принадлежала большая усадьба, простиравшаяся от нынешнего Сверчкова переулка до самой Покровки. На усадьбе на рубеже 16-17 веков были выстроены двухэтажные палаты на белокаменном подклете, которые существуют и сегодня.
В настоящее время в палатах располагается Российский Дом народного творчества.
Прячутся палаты Сверчкова во дворе.
В этом же дворе располагается небольшая гостиница, название которой снова напоминает нам о хозяине усадьбы в далёком 17 веке.
Между двором и Сверчковым переулком есть ещё один проход, который смело можно считать местной достопримечательностью.
Это просто проход между домами 10 и 12 по Сверчкову переулку.
Однако в 2013 году московский художник Алексей Петров придумал такую шутку: он решил определить, что этот проход является переулком, и дал этому переулку имя. Произошло это в 2013 году.
Художник этот - вообще большой шутник. Самоучка. В возрасте 21 года начал все свои картины подписывать псевдонимом "Дурень". Работы его находятся в частных галереях у нас и за рубежом. Его самого, к сожалению, больше нет с нами: он умер в 2017 году, когда ему было 45 лет.
Московский художник назвал переулок в честь голландского художника Эшера - мастера иллюзий, любящего изображать призрачные, несуществующие объекты.
Эшеров переулок призрачен только в том смысле, что его нет на официальной карте Москвы. Сам по себе он вполне реален и функционален. И по нему можно не просто пройти. Можно остановиться, расположиться удобно, выпить и закусить.
Давайте и мы с вами присядем, выпьем и закусим. А в следующий раз продолжим нашу прогулку по Сверчкову и другим переулкам Покровки.