В ходе войны с Японией 1945 года в советском плену оказался Пу И, император марионеточного государства Маньчжоу-го. Моему земляку, уроженцу старообрядческой деревни Яковлевская бывшего Орехово-Зуевского района (ныне Орехово-Зуевского городского округа), Александру Кирсановичу Желвакову выпало сопроводить этого императора в СССР. Александр родился в многодетной крестьянской семье в 1918 году. С раннего детства был приучен к тяжелому труду. Его отца, 43-летнего колхозника, со- трудники НКВД арестовали 9 марта 1938 года. И уже 11 марта тройка при УНКВД по Московской области подписала Кирсану Маркеловичу смертный приговор за контрреволюционные высказывания. Вместе с ним к «высшей мере социальной защиты» приговорили и Тимофея Маркеловича Желвакова, 1885 года рождения, колхозника и родного дядю будущего фронтовика. Братьев реабилитировали только через двадцать лет Тоже за отсутствием состава преступления. Александра Желвакова призвали в Красную армию в 1941 году. Гвардии младший лейтенант воевал на Волховском фронте, был сотрудником политотдела танковой армии. Во время войны с Японией Александра назначили начальником охраны плененного императора Маньчжоу-го Пy И и его свиты. За успешную организацию охраны бывшего императора и его доставку на самолете в Читу, а также за умелые боевые действия в войне с Японией офицер был награжден орденом Отечественной войны II степени. Я встречался с Александром Кирсановичем и от него узнал о подробностях операции. Александра Желвакова вызвал к себе начальник политотдела армии, генерал-майор Кирилл Иванович Филяшкин и приказал:
-Товарищ Желваков! Вы будете ох- ранять императора Пу И. Головой от- вечаете за него. Он большой подлец и негодяй. В охрану к вам назначень до- стойные люди.
Это были сержант Бойко и рядовой Косолобов. Сначала Пу И и его свита находились в двух палатках. Потом им подыскали дом, огороженный глухим забором. Генерал предупредил бойцов: Внешняя охрана, особенно ночью будет обеспечена. С Пу И и его свитой обращайтесь вежливо и тактично. Всю ночь с 19 на 20 августа 1945 года бойцы не смыкали глаз. Они считали императора и его свиту врагами. Рядовой Косолобов даже сказал:
- Товарищ младший лейтенант, прикокнуть бы его надо.
Желваков резко крикнул ему:
- Ты что?! Пу И нужен живым.
В доме не спали все. Пу И даже не раздевался. Он был худощавый, в роговых очках, бледный, растерянный, встревоженный, в темном костюме и светлой рубашке, без галстука. В пять часов утра 20 августа к охранявшим приехал генерал Филяшкин. Желваков доложил, что все в порядке. Генерал сказал:
- Придет переводчик, майор Кострюков Никита Андрианович, пусть побеседует с Пу И. Лучше, чтобы они поговорили не в доме, при всех, а во дворе, наедине.
После разговора с майором Кострюковым Пу И приободрился. Как оказалось, он был благодарен охранникам за внимательное отношение. Кострюков рассказал, что Пу И - интересный собеседник. Император выражал удовлетворение, что находится в распоряжении командования Красной армии, но беспокоился за свою дальнейшую судьбу, спрашивал, расстреляют его или нет (Пy И находился в СССР до 1950 года, потом его отправили в Китай, там он сидел в тюрьме для военных преступников и в 1959 году, по особому разрешению Мао Цзэдуна, был освобожден как «перевоспитавшийся»). В 12 часов 20 августа группа А. Желвакова получила приказ сопроводить Пу И со свитой в Читу. Дополнительно к охране назначили еще и сопровождающего- капитана Григория Никитича Филатова. После обеда императора, его свиту и спецгруппу посадили в двухмоторный самолет. Свита грузила вещи, в том числе это делал и брат императора Пу Цзе. Но сам Пу И ни к чему не прикасался. Группа полетела без переводчика. У Филатова был небольшой фронтовой разговорник, который помогал общаться с Пу И и его свитой. Самолет был, что называется, видавшим виды. Во время перелета Пу И держался хладнокровно, подолгу смотрел в иллюминатор, периодически разговаривал с Пу Цзе. Перед вылетом Филяшкин громко объявил, что самолет летит в Читу. Но на самом деле крылатая машина приземлилась в монгольском городе Там- цаг-Булак, где пассажиры пересели в другой самолет и уже на нем добрались до Читы. Такой была хитрость командования. В Чите прилетевших встретила колонна легковых машин - «ЭМоК». Император оказался в первой машине, Желваков в последней. С аэродрома отправились в город, из города поeхали в поселок Молоковку, в восемнадцати километрах от Читы (там Пу И находился на спецобъекте НКВД до ноября 1945 года). В Чите группе охраны предоставили трехдневный отдых, потом лейтенант, сержант и рядовой вернулись в свою часть. После Победы, с мая 1946-го по декабрь 1965 года, Александр Желваков проходил воинскую службу в Забайкалье, затем в Московском военном округе. В 1970 году вышел в отставку в звании полковника. Александр Желваков, кавалер многочисленных боевых наград, закончив службу в армии, поселился в подмосковном городе Железнодорожном. Прожил без малого цельй век. До конца жизни сохранял ясность памяти и живость ума, интересовался событиями современной жизни, выступал в образовательных и культурных учреждениях.