Скажем сразу, что прежде, чем затевать групповые игровые занятия и приглашать участвовать в них ребенка, особенно имеющего СДВГ, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с малышом. Дети, расторможенные или, наоборот, заторможенные, сильно застенчивые или дети с несформированной координацией движений в этом особенно нуждаются. Это правило справедливо и для работы воспитателя.
Приветствую вас, уважаемые читатели канала "Семейный психолог"!
Для организации индивидуальных занятий хорошо подходят следующие игры и упражнения.
🔻 1. Для развития произвольности
✔️ «Да» и «нет» не говори»
✔️ «Летает – не летает»
✔️ «Съедобное – несъедобное»
✔️ «Запретное движение»
✔️ «Запретное слово»: вслед за взрослым ребенок повторяет все слова, кроме одного, которое договорились считать "запретным». Не произнося его, нужно, например, хлопнуть в ладоши.
✔️ «Раз – два – три – говори!». Особенно полезно детям, которые не дослушивают вопрос.
✔️ «Море волнуется».
===========================================================
🔻 2. Для развития внимания и памяти
✔️ «Что исчезло?»: взрослый ставит на стол 10 игрушек. Ребёнок рассматривает их и закрывает глаза. Взрослый убирает одну игрушку, а ребёнок, открыв глаза, называет, «что исчезло».
✔️ «Что изменилось?»: 10 игрушек, как и в предыдущей игре, но их не убирают, а меняют местами.
✔️ «Внимание – рисуй!»: взрослый показывает ребёнку простой рисунок в течение 2 секунд, после чего рисунок убирают, а ребёнок воспроизводит его по памяти.
✔️ «Слушай хлопки»: взрослый и ребенок договариваются, что если звучит один хлопок в ладоши, нужно маршировать на месте, два хлопка – стоять на одной ноге (как аист), три хлопка – прыгать (как лягушка).
✔️ «Игрушку рассмотри, а потом её опиши».
✔️ «Запомни и повтори движения»: взрослый показывает три незамысловатых движения, ребёнок запоминает их, а потом повторяет. В качестве усложнения задания показывается 4, а не 3, движения;
✔️ Работа за столом на листах: «Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др.
==========================================================
🔻 3. Для развития моторики и координации движений
✔️ «Бирюльки»: насыпаем на стол горкой мелкие игрушки или спички. Надо их брать двумя пальцами так, чтобы не задеть остальные и не рассыпать горку.
✔️ «Хождение по линии»: можно начертить линию или положить веревку. Задача ребёнка пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны, удерживая равновесие.
✔️ «Перекрёстные хлопки»: взрослый и ребёнок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками взрослого о руки ребёнка - опять обычный хлопок - правая ладонь взрослого делает хлопок о правую ладонь ребёнка - обычный хлопок - хлопок левой ладонью взрослого о левую ладонь ребёнка - обычный хлопок.
✔️ «Робот»: взрослый сообщает, что сейчас ребёнок превратится в робота, который может только подчиняться командам. Ребёнок замирает в стойке «смирно». Взрослый даёт ему команды, например: «Три шага вперёд, два шага направо, правую руку вперёд, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно». Потом ролями можно поменяться.
✔️ Любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребёнка вызывают затруднения.
=============================================================
🔻 4. Для преодоления застенчивости
✔️ «Незнайка»: ребёнок поочередно с родителем играет роль Незнайки. На любой вопрос, который ему задают, каждый участник должен сделать удивлённое лицо, пожать плечами и ответить: «Не знаю…».
✔️ «Зайка испугался»: ребёнок представляет себя зайцем, который боится волка, и изображает испуг.
✔️ «Злой волк»: ребёнок при помощи пантомимики изображает злого и голодного волка.
✔️ «Петушки»: ребёнок и взрослый при помощи пантомимики изображают храброго петушка, гордого петушка, грустного петушка, весёлого петушка.
✔️ «Вкусная конфета»: ребёнок представляет, что его угостили вкусной конфетой, и показывает, как он разворачивает фантик , берёт в рот и медленно раскусывает конфету, при этом лицо его изображает удовольствие.
!!! Главные правила при организации этих игр: доброжелательность и заинтересованность взрослого, создание таких условий, когда ребенку нравится и хочется заниматься вновь, стимулирование активности ребенка, равноправное участие ребенка и взрослого в игре.
Еще больше полезных игр с детьми дома
В какие игры вы играете со своим ребенком дома? Вам интересно играть вместе с ним? А ребенку с вами?