Найти в Дзене
Путешествия по планете

Во сколько обошелся бы билет на поезд Москва-Петербург 150 лет назад? Перевожу на современные зарплаты

Железные дороги в России появились довольно давно. Еще в первой половине 19 века построили первую железную дорогу в стране, длина которой была всего 27 километров: она связывала центр Петербурга с Царским селом.

Правда, первое время поезда по ней ходили на конной тяге, но через годик-другой дорогу все-таки оснастили паровозами. Поскольку эта железная дорога соединяла столицу с пригородом, оснащена она была по последнему слову техники — паровозы "гоняли" по ней со средней скоростью аж 32 километра в час. И это было все равно намного быстрее, чем ехать на лошади...

Выглядели тогдашние паровозы чуть более массивно, чем сегодняшние, да и с аэродинамикой у них дело обстояло похуже
Выглядели тогдашние паровозы чуть более массивно, чем сегодняшние, да и с аэродинамикой у них дело обстояло похуже

В середине 19 века поездка на поезде из Москвы в Петербург занимала 20 часов. И люди все равно были рады, потому что на паровоз тогда смотрели чуть с большим восхищением, чем сейчас на Суперджет. Хотя нет, восхищения было намного больше, чем при виде Суперджета...

А дело все в том, что до появления железной дороги до Питера из Москвы на перекладных приходилось ехать дня эдак четыре, если не больше. Плюс время в пути сильно зависело от погоды: по весенней распутице или осенней грязи лошадь быстро не поскачет. Как следствие, когда появились паровозы, люди выдохнули – уж теперь-то можно будет кататься с ветерком. Правда, выдохнули только те, у кого были деньги...

Паровоз 1900-х годов, скорость — 20 км/час. Правда, это всего лишь маневровый локомотив
Паровоз 1900-х годов, скорость — 20 км/час. Правда, это всего лишь маневровый локомотив

Билет из Питера до Москвы в середине 19 века стоил от 7 рублей за третий класс до 19 рублей за первый. Чтобы понять, сколько это в сегодняшних деньгах, давайте переведем эти суммы на тогдашние зарплаты.

Рабочий зарабатывал в середине 19 века в районе 30 рублей в месяц, так что на свое жалование он мог один раз скататься из Питера до Москвы первым классом и еще разок третьим – на этом деньги бы кончились. Если для сравнения взять среднюю сегодняшнюю зарплату рабочего в 25-30 тысяч рублей, то покататься по маршруту Москва-Питер на поезде он сможет явно больше, чем в царской России...

Были еще и вагоны 4 класса, правда, частенько они были без рессор и крыши над головами пассажиров
Были еще и вагоны 4 класса, правда, частенько они были без рессор и крыши над головами пассажиров

Дорогой СВ от Москвы до Питера сейчас стоит в районе 7000 рублей, а простенький плацкарт можно найти вообще за тысячу-полторы. Так что по сравнению с временами стопятидесятилетней давности ж/д транспорт все же стал доступнее — и на том спасибо.

Но даже по меркам девятнадцатого века поезд все равно был достаточно дешевым средством передвижения, потому что на перекладных дилижансом поездка обошлась бы примерно в сто рублей. Понятно, что рабочий поездку дилижансом не мог себе позволить ни при каких обстоятельствах, а выкроить деньги с получки на билет третьим классом все же было ему под силу.

Перрон в то время выглядел примерно так
Перрон в то время выглядел примерно так

Сейчас на Сапсане из Питера в Москву можно добраться за 4 часа или на обычном "медленном" поезде часов за десять. Сто пятьдесят лет назад люди были счастливы, что могут доехать за 20 часов, а не тратить на это 4-5 дней. В 2015 году в Японии был установлен новый рекорд скорости среди поездов — 603 километра в час!

Все течет, все изменяется, и возможно, через пару десятков лет сегодняшние суперсовременные составы будут казаться черепахами по сравнению с новыми локомотивами...

А здесь я написал про целый замок, который русский дворянин завещал Советам, чтобы сберечь во время революции. Смотрим, что от него осталось сейчас