Найти в Дзене
Чёрный заяц

История самураев в Японии

Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.
Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли? Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это
Оглавление

Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.
Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли? Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает. Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.

История самурайства

-2

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.
В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми. Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей. Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность. Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя. В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Воспитание и становление самурая

-3

Воспитание самурая – это сложный, многоуровневый процесс. Становление воина начиналось с ранних лет. Уже с детства сыновья самураев знали, что являются продолжателями своего рода и надежными хранителями семейных обычаев и традиций. Каждый вечер, перед сном, ребенку рассказывали об истории и отваге самураев, об их подвигах. В историях приводились примеры, когда легендарные самураи смело, смотрели смерти в лицо. Тем самым ребенку с детства прививали храбрость и доблесть. Важным аспектом самурайского воспитания являлась техника Бушидо. Она вносила понятие старшинства, главного в семье. Мальчикам с ранних лет втолковывали, что мужчина – глава семьи, и только он может определять направление деятельности своего ребенка. Другая японская техника Иэмото – обучала мальчиков дисциплине и поведению. Техника имела сугубо теоретический характер. Кроме того, мальчиков с детства приучали к суровым испытаниям. Обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению подчиняться. Развивали силу воли, умение преодолевать даже самые суровые жизненные ситуации. Были времена, когда мальчикам устраивали проверку на выносливость. Для этого их поднимали на рассвете и отправляли в холодную, не отапливаемую комнату. Там их закрывали и долго не кормили. Некоторые отцы заставляли своих сыновей идти ночью на кладбище. Так они прививали мальчикам смелость доблестного воина. Другие водили своих сыновей на казни, заставляли выполнять непосильную работу, ходить без обуви по снегу, проводить несколько ночей без сна. В возрасте 5 лет, мальчику дарили боккэн. Боккэн – меч самурая. С этих пор начиналось обучение искусству фехтования. Кроме того, будущий воин должен был уметь отлично плавать, великолепно держаться в седле, быть грамотным в письме, литературе и истории. Мальчикам преподавали уроки самообороны – джиу-джитсу. Кроме того, их обучали музыке, философии и ремеслу.

В возрасте 15 лет, мальчик превращался в доблестного самурая.

Основное Оружие и снаряжение самурая

-4

Дайсё

-5

пара мечей самурая, состоящая из дайто (длинного меча) и сёто (короткого меча). Длина дайто — более 60,6 см, длина сёто — 30,3-60,6 см. Также в качестве сёто мог использоваться кинжал-танто, длина клинка которого не превышала 30,3 см. Так часто поступали, если в роли длинного меча выступал тати.

Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом — бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие социальные классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто.

Ката́на

-6

Длина клинка — от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), общая длина с рукоятью условно ≈ 85-105 см (обычно 90-100 см). Если длина клинка меньше 2 сяку, то это короткий меч вакидзаси, а если больше 2,5 сяку, то это окатана (большая катана) или тати, но помимо размера, тати традиционно имеет больший изгиб и другую отделку с креплением (Аси) к доспехам.

Одати

-7

один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч») означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.

Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину клинка не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати — это мечи с клинками 130—180 см с рукоятью более 50 см.

Нодати

-8

Длина клинка — от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), общая длина с рукоятью условно ≈ 85-105 см (обычно 90-100 см). Если длина клинка меньше 2 сяку, то это короткий меч вакидзаси, а если больше 2,5 сяку, то это окатана (большая катана) или тати, но помимо размера, тати традиционно имеет больший изгиб и другую отделку с креплением (Аси) к доспехам.

Нодати использовался как оружие пехоты в бою; использование его в помещениях или других ограниченных пространствах представляет определённые трудности. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным, являлась сложность изготовления.

В отличие от других японских мечей, таких, как катана и вакидзаси, которые носили заткнутыми за пояс, нодати (тати) из-за его больших размеров обычно носили за спиной лезвием вниз, при этом его не выхватывали из-за спины — это невозможно сделать, так как не хватит длины рук. Из-за своей большой длины и веса он был очень сложным оружием.

Тати

-9

в отличие от катаны, не засовывалась за оби (матерчатый пояс), а подвешивалась на пояс в предназначенной для этого перевязи (Аси) лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати — как часть военных доспехов. В паре с тати было более обычным носить танто (кинжал), чем относящуюся к катане малую двуручную саблю вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.

Она обычно длиннее и более изогнута, чем катана (длина клинка свыше 2,5 сяку (75,7 см), но не более 3-х сяку (90,9 см), т.к. это уже одати. Рукоять также была зачастую длиннее (более 30 см) и несколько изогнута).

Тидзакатана

-10

японский короткий меч, считался запасным (церемониальным) оружием самурая и потому, как правило, богато украшалсяТидзакатана длиннее вакидзаси, но короче катаны. Средняя длина составляет 70—80 сантиметров, средний вес — около 500 граммов[

Вакидзаси

-11

Длина клинка — от 1 до 2 сяку (30,3—60,6 см)[1], общая длина с рукоятью условно ≈ 50—85 см (обычно 70—80 см). Если длина клинка меньше 1 сяку, то это танто, а если больше 2 сяку, то это катана.

Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури (оформлением) различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения клинка вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси классического сечения, такая же, как у катаны, но меньшей длины.

Кагинава

-12

Кагинава использовалась для преодоления высоких стен, прикрепления к судам или подвешивания доспехов и инвентаря на ночь. Кагинава регулярно использовалась во время осад замков. Верёвка на одном конце имела кольцо, которое использовалось для подвешивания кагинавы на седло.

Несмотря на то, что кагинава была предназначена для преодоления препятствий, она также могла быть использована и как оружие: для стаскивания воинов из седла или со стен замка, сбивания с ног; ей связывали пленённых противников Также, согласно Сёнинки, включена в список синоби ругу — вещей, необходимых ниндзя при поездке в другую провинцию

Самурайские доспехи

-13

общее название различных доспехов, использовавшихся в Японии в разные периоды и отличавшихся разной конструкцией. Делались из металлических пластин, покрытых лаком (для защиты от ржавчины) и с наклеенной на них кожей. В классических доспехах самих пластин почти не видно из-за обильной шёлковой шнуровки, покрывавшей почти всю поверхность пластин (пластины крепились друг к другу шёлковыми шнурами кумихимо)

Японская кольчуга

-14

кольчуга с особым плетением, обычно покрытая чёрным лаком (для борьбы со ржавчиной) и нашитая на ткань. Основой плетения в основном был ромб, в отличие от европейских кольчуг. Стандартно использовалось плетение 8 в 1 и 6 в 1. Еще одним существенным отличием от европейских кольчуг является то, что стык каждого из колец не склёпывался (не спаивался), что четко видно на приведенных ниже иллюстрациях. Подобная конструкция кольца снижала защитные свойства японских кольчуг. Первое распространение подобных кольчуг в Японии связывают с локальным использованием её в наручах и поножах.

Вопреки расхожим мнениям, не носилась ниндзя (за исключением тех случаев, когда легендой был образ ронина), так как кольчуга издавала излишний шум.

Японская бригантина

-15

пластинчатые доспехи из шести- или четырёхугольных пластин, вплетённых в японскую кольчугу, затем вшитых между двух слоев ткани (или поверх одного слоя) и дополнительно прошнурованных).