Найти тему
Disruptors

Весь городской транспорт в одном приложении. Инновация из Финляндии

Финский стартап Whim позволяет пользоваться всеми видами городского общественного транспорта с помощью одного приложения и по единой подписке

Как это работает

⚙️ Whim – сервис (и одноименное приложение) финского транспортного стартапа MaaS Global. Вот этот вот MaaS – как раз то, что делает Whim. Простыми словами, MaaS – сервис, позволяющая «в бесшовном» режиме (например, из единого приложения) воспользоваться всеми доступными видами городского транспорта. Представьте, закончился у некоего финна Яри рабочий день, и он хочет доехать из офиса в центре Хельсинки до дома где-то за городом. Он открывает Whim и забивает маршрут, а Whim ему такой: бери велик около офиса – на нем едешь до метро, потом на метро 5 станций, дальше такси от станции до дома. Чтобы забронировать весь маршрут – нажми кнопку. Ну и все, едет наш Яри до дома, используя только одно приложение для всех видов транспорта. При этом Яри не платит за каждую поездку, потому что у него есть подписка Whim. Автобус, электросамокат, электричка? Все включено в подписку

⚙️ Яри выбрал базовую подписку Whim за 59,7 евро в месяц. За это он получил 30-дневный билет на метро и пригородные электрички, городской байкшеринг и шеринг электросамокатов, а еще может 4 раза прокатиться на такси. Если бы он купил подписку за 249 евро, то смог бы брать в аренду авто на каждые выходные, а еще чаще пользоваться такси. Еще есть премиум подписка за 499 евро в месяц (полный безлимит) и подписка pay as you go (плата за каждое использование)

⚙️ Сегодня Whim работает в нескольких городах Финляндии, Бирмингеме, Антверпене, Вене, а недавно запустился в Токио и Сингапуре. Сама MaaS Global привлекла более 50 млн долл. и, вероятно, совсем скоро отрастит себе один рог

Почему это круто

🔹 По сути, Whim – пересечение нескольких бизнес-моделей сервисов. Во-первых, это агрегатор. Сервис является единым окном для пользования большинством модальностей городского общественного транспорта: можно и билет на метро купить, и арендовать машину, и электросамокат снять (предварительно найдя его на карте, не покидая приложение). В результате пользователь получает доступные (и, хочется верить, относительно оптимальные) варианты транспортных решений без нужды прыгать между интерфейсами. Отдельно стоит сказать про единое приложение: не только юзабилити повышается, но и новых пользователей легче привлекать. Одно дело – регистрироваться и подтверждать личность в десяти разных приложениях, и совсем другое – в одном. Во-вторых, Whim – подписка. Подписка дает компаниям прогнозируемую выручку (а значит, возможность более рационально распределять ресурсы) и более лояльную аудиторию. А раз бизнес получает такой бенефит, то взамен может снизить цены для потребителя. Как говорится – снизил риск, делись доходностью

🔹 Мало того, что Whim – агрегатор и подписка, это еще и экосистема. Сколько умных экспертов, столько и мнений, что же за зверь такой эта экосистема. Но все сходятся в одном: внутри экосистемы предложения всех ее участников становятся более ценными для потребителя, чем вне ее. Пример: пользователь Whim едет на метро, смотрит в приложении доступные электроскутеры около выхода со станции, там же бронирует и удобненько доезжает на нем до дома. Потребитель получает удобный «бесшовный» маршрут, а значит, с большей вероятностью воспользуется обеими модальностями

🔹 Отдельно стоит сказать, что крутость Whim заключается не только в симбиозе преимуществ разных бизнес-моделей. Сервис хорошо вписывается в тренды шеринга и отказа от личного транспорта в развитых странах. MaaS видится одним из немногих рабочих вариантов (не считая жесткой ограничительной политики) стимулировать людей отказаться от личных авто. А Whim – один из немногих успешно реализованных кейсов построения MaaS в городе. И, конечно, все это косвенно связано с трендом на экологичность, куда ж без него

Понравилось? Еще больше интересного в нашем Телеграм-канале — читайте и подписывайтесь