Найти тему

Психология в кино

Оглавление

Мы часто ходим в кино, смотрим фильмы дома и в поездках, но обычно даже не задумываемся над тем, как они создаются. Почему какие-то сюжеты привлекают нас больше, чем другие? Как сценаристы делают так, что мы начинаем сопереживать одним героям и относиться негативно к остальным? Почему в разные периоды времени прослеживаются одинаковые сюжетные линии в произведениях? Ответы на эти вопросы стоит искать в психологии. Сейчас мы разберём некоторые моменты, позволяющие создавать интересное зрителям кино.

Думаю, многие слышали имена Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга и суть их теорий. Удивительно, но они лежат в основе многих фильмов, которые мы любим. Например, фрейдистские «Я», «Эго», «Супер Эго» и их борьба присутствуют даже в супергеройском кино. Борьба положительных персонажей с протагонистами – это аналогия противостояния наших внутренних установок («Я») и тёмной стороны («Эго»). А архетипы Юнга тем более чётко прослеживаются в кино. Во всех нас живёт любовь к психологии, все мы любим примерять теории и роли на себя, поэтому герои, основанные на теориях психоанализа, позволяют нам оценить героя и сравнить себя с ним.

Эпоха, в которую снимается кино, сильно влияет на сюжет и описываемых персонажей. Происходящие события формируют образ мышления людей, вне зависимости от того, в каких семьях они выросли. Например, во время войны и революций жители сплачиваются, чтобы противостоять общему врагу. После этого обычно царят «нарциссические» настроения – люди начинают сепарироваться от общества и стараться достигать успеха любыми путями. Если в стране царит тоталитарный режим и существует жесткая цензура, то главным героем времени становится «невротический» персонаж – немного забитый и неуверенный в себе, жертвующий собой, но борющийся за ценности. И кино каждой эпохи отражает обычно таких же героев. Они близки зрителям, поэтому те сопереживают персонажам, особенно если те делают что-то, о чём они сами давно мечтали. Если бы фильмы не отражали дух времени, то они не были бы так востребованы.
Основым сценарием обычно служит
«дуга персонажа». Этим термином обозначается трансформационный путь, который преодолевает персонаж на протяжении действия фильма. В зависимости от исходной точки героя, этот путь может отличаться, но принцип его построения обычно одинаков. Эта трансформация, чаще всего, удерживает внимание тех, кто смотрит кино – в зрителях просыпается сопереживание герою, они чувствуют мотивацию поменять что-то и в себе. Обычно начальная точка – это спокойная, но неинтересная жизнь, в которой герой чувствует себя некомфортно. Возможно, это проблемы на работе или психологическое давление со стороны окружения. Следующим этапом происходит событие, которое толкает героя на переосмысление своей жизни и начало изменений. В этот момент персонаж начинает свой путь. На нём он встречает наставника, достигает «дна» и перерождается с другими установками. В конце истории герой получает свою награду и изменившимся следует домой, чтобы начать проживать свою жизнь по-новому. Пример таких фильмов – «День сурка», «Дьявол носит Prada». Наша жизнь и достижение целей часто строятся по такому же сценарию, так что дорога, по которой идут персонажи фильмов нам близка.
Отдельная сфера кино – сюжеты, где главные герои находятся в психопатическом или пограничном состоянии. Они привлекают зрителей, т.к. многие из нас хотели бы уйти ненадолго из нормальной скучной жизни и окунуться в безумства – и если не в реальной жизни, то хотя бы в кинотеатре. Такие персонажи обычно интересны и многогранны, вариантов сюжетов с ними множество, перечень психологических заболеваний велик. В подобных фильмах важно не только показать внешние проявления героев, но также осветить их внутренний мир, чтобы зрители прониклись и стали сопереживать персонажам. Этот опыт не всем недоступен, но многим близко одиночество, депрессия, одержимость, которые переживают эти люди (правда обычно в меньшей степени). Пример таких фильмов – «Сплит», «Одержимость».
Также популярными среди сценаристов и зрителей являются фильмы про нарциссический мир. Это дорогая гламурная среда с такими же людьми, которым не знакомы искренние чувства. Главное в нём – внешний облик, он должен был обязательно идеальным, чтобы не разочаровать окружающих. Есть несколько вариантов сюжета с такими персонажами – герой может стремиться к этому миру и разочароваться в нём, стремиться и остаться, а также может наоборот уйти из этого мира к другим ценностям. Пример таких фильмов – «Великий Гэтсби», «Исчезнувшая». Сейчас нарциссическое общество многими порицается, считается, что к таким ценностям не стоит стремиться. При этом многие, втайне просто пытаются найти оправдание такому мнению и находят его в фильмах. Они радуются герою, перешедшему на «светлую» сторону и порицают тех, кто выбрал остаться в высшем обществе. Поэтому таким фильмам обычно гарантирован успех.

Когда мы смотрим кино, то обычно не задумываемся о том, почему они нас так привлекают. Хорошие сценаристы должны быть также хорошими психологами, чтобы создавать персонажей, которые близки зрителям. При этом должны учитываться такие факторы, как время, в которое снят фильм (происходящие события, атмосфера), на какие типы людей будет ориентировано кино, кому будут больше сопереживать. В следующий раз, когда будете смотреть фильм, попробуйте проанализировать его на предмет описанных здесь моментов и определить, из-за чего же он вам понравился или нет. Такой анализ позволит быстрее определить свою нишу в кино и смотреть его вдумчиво.