Найти тему
MAD TOSBY

«Ещё по одной»: алкоголь и искусство жить

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

На Мос­ков­ском меж­ду­народ­ном фес­ти­вале в прог­рамме «Филь­мы, ко­торых здесь не бы­ло» сос­то­ялась премь­ера од­ной из са­мых ожи­да­емых кар­тин го­да — дра­мы То­маса Вин­тербер­га «Ещё по од­ной». О филь­ме, ко­торый мож­но бу­дет уви­деть на боль­ших эк­ра­нах с 12 но­яб­ря, де­лит­ся впе­чат­ле­ни­ями Ан­тон Чек­лу­ев

Ал­ко­голь — зло или бла­го? Пра­виль­но­го от­ве­та тут нет. Как и сам воп­рос, от­вет яв­ля­ет­ся частью зам­кну­того кру­га. Как у Ан­ту­ана де Сент-Эк­зю­пери, ког­да Ма­лень­кий Принц встре­ча­ет на да­лекой пла­нете пь­яни­цу. За­чем ты пь­ёшь, спра­шивал Принц, — что­бы за­быть, от­ве­чал пь­яни­ца. «О чём за­быть?» — «Хо­чу  за­быть, что  мне со­вес­тно. … Со­вес­тно пить!»

Раз­лад с суп­ру­гой Три­не (Ма­рия Бон­не­ви) дер­жит Мар­ти­на (Мадс Мик­кель­сен) в сос­то­янии бес­си­лия и апа­тии. Ро­дите­ли двух маль­чи­ков на­ходят­ся в ло­вуш­ке собс­твен­но­го рит­ма жиз­ни: Три­не ра­бота­ет в ноч­ную сме­ну, Мар­тин все си­лы ос­тавля­ет в шко­ле. Не­воз­можность пе­ребо­роть се­бя и по­гово­рить по ду­шам по­рож­да­ет не­домол­вки и не­уве­рен­ность в се­бе. Мар­ти­ну тес­но в сво­ём те­ле, сом­не­ния и стыд за се­бя не поз­во­ля­ют ему по­ведать о сво­их проб­ле­мах, что ска­зыва­ет­ся на пре­пода­вании. Не­гатив­ные флю­иды пе­реда­ют­ся уче­никам, и Мар­ти­ну сроч­но не­об­хо­димо ис­кать но­вый под­ход к дви­жению по ре­ке жиз­ни. Вмес­те со сво­ими друзь­ями-пре­пода­вате­лями он ре­ша­ет ис­про­бовать на прак­ти­ке те­орию нор­веж­ско­го учё­ного, сог­ласно ко­торой лю­бому че­лове­ку не хва­та­ет для счастья 0,5 про­мил­ле ал­ко­голя в кро­ви — ни боль­ше ни мень­ше. Эк­спе­римент на­чина­ет бе­редить ус­нувшие ду­ши по-раз­но­му.

Шам­пан­ское мож­но от­кры­вать: То­мас Вин­терберг на­конец-то снял своё ки­но че­рез во­семь лет пос­ле три­ум­фа «Охо­ты» (2012). Карь­ера со­ав­то­ра ма­нифес­та «Дог­ма 95» пол­на взлё­тов и заб­лужде­ний — судь­ба, ка­ких ма­ло. По­лучив в двад­цать де­вять лет приз жю­ри в Кан­нах за «Тор­жес­тво» (1998), Вин­терберг про­валил­ся в США и смог бо­лее-ме­нее об­рести поч­ву лишь спус­тя де­сять лет с филь­мом «Суб­ма­рино» (2010). «Охо­та» (2012) по­лучи­ла но­мина­цию на «Зо­лотую паль­мо­вую ветвь», Мадс Мик­кель­сен был от­ме­чен при­зом за луч­шую муж­скую роль и окон­ча­тель­но ут­вердил­ся как один из важ­ней­ших ак­тё­ров сов­ре­мен­ности. Пос­ле убе­дитель­ной дат­ской прис­та­ни Вин­терберг сно­ва без осо­бого ус­пе­ха поп­ро­бовал се­бя в меж­ду­народ­ных про­ек­тах. Фильм «Вда­ли от обе­зумев­шей тол­пы» (2015) по ро­ману То­маса Хар­ди, нес­мотря на дос­то­инс­тва, про­шёл не­замет­но. Ко­медия о 60-х «Ком­му­на» (2015) — сим­па­тич­ная дат­ская ис­то­рия, при прос­мотре ко­торой не ос­тавля­ло впе­чат­ле­ние, что ре­жис­сёр не на сво­ём мес­те и не уве­рен в сво­ей ра­боте. Мно­гос­тра­даль­ный и об­ру­ган­ный «Курск» (2017) хо­чет­ся за­щищать, ибо Вин­терберг вы­тас­ки­вал не са­мый луч­ший сце­нарий как мог: прив­но­сил в блок­бастер скан­ди­нав­ский ги­пер­ре­ализм и об­ра­щал­ся с «рус­ским ми­ром» ос­то­рож­но и ува­житель­но. Раз­брос уров­ней про­ек­тов для лю­бим­ца Канн и ус­ловно ав­тор­ско­го ре­жис­сё­ра по­рази­тель­ный.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Сто­ит приз­нать, что как ре­жис­сёр-кос­мо­полит Вин­терберг, в от­ли­чие от сво­его дру­га Лар­са фон Три­ера, не сос­то­ял­ся. И нес­мотря на ви­ти­ева­тый путь, То­мас так и ос­тался дат­ским ав­то­ром, ус­пешно пре­пари­ру­ющим сов­ре­мен­ное ему об­щес­тво, со­ци­аль­ные гре­хи и проб­ле­мы не­ком­му­ника­бель­нос­ти. В этом смыс­ле Вин­терберг на­поми­на­ет Ни­киту Ми­хал­ко­ва и его ко­ман­ду об­разца 70-х го­дов, ког­да Со­ловей, Ка­лягин и Бо­гаты­рёв сквозь ли­тера­туру в го­ды зас­тоя вос­созда­вали из кар­ти­ны в кар­ти­ну об­щес­тво «Рос­сии, ко­торую мы по­теря­ли». От­де­лив­шись от груп­пы, нав­сегда из­ме­нил­ся и Ми­хал­ков. Вин­терберг по­хожим об­ра­зом не мо­жет жить без про­вин­ци­аль­но­го хюг­ге, зас­то­лий, от­личных ак­тё­ров Мад­са Мик­кель­се­на и То­маса Бо Лар­се­на, а так­же эк­зистен­ци­аль­но­го кри­зиса в ис­клю­читель­но дат­ском кон­тек­сте нас­то­яще­го вре­мени. И вза­мен кос­мо­поли­тиз­ма Вин­терберг ус­пешно эк­спор­ти­ру­ет дат­ский кон­текст за гра­ницу, че­го так и не уда­лось сде­лать Ни­ките Сер­ге­еви­чу с кон­тек­стом рос­сий­ским. Но «Ещё по од­ной» (2020) нас­ти­га­ет свой кри­зис: кар­ти­на по­пада­ет в ос­новной кон­курс Канн­ско­го фес­ти­валя, ко­торый от­ме­ня­ет­ся из-за пан­де­мии, хоть и со­бира­ет при­зы на ло­каль­ных ев­ро­пей­ских фес­ти­валях.

Не­кото­рые пси­холо­ги счи­та­ют, что пос­ле трид­ца­ти пя­ти-со­рока лет, лю­ди, осо­бен­но муж­чи­ны, всту­па­ют в воз­раст тран­са, ког­да преж­ние бес­по­кой­ства ста­новят­ся тлен­ны­ми, а ду­ша вы­ходит на но­вый уро­вень вос­при­ятия — без­мя­теж­но­го спо­кой­ствия от при­нятия сво­его уров­ня и сво­их не­дос­татков. С од­ной ого­вор­кой: до­рога жиз­ни дол­жна быть от­ла­жена. А ес­ли нет? Ге­рои на­чина­ют ла­тать ямы на до­роге ал­ко­голем, сгла­живая ос­трые уг­лы.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

На пер­вый взгляд ка­жет­ся, что уг­лы сгла­жива­ет и сам ре­жис­сёр — «Ещё по од­ной» ухо­дит в сто­рону от при­выч­ной для дат­ча­нина тя­жёлой дра­мы. Уди­витель­но свой­ство филь­ма: лёг­кая и оче­вид­ная ко­медий­ность на­ча́ла и вос­про­из­ве­дение ал­ко­голь­ных ме­мов без­мя­теж­но де­зори­ен­ти­ру­ют зри­теля. Скан­ди­нав­ская тра­гич­ность мас­ки­ру­ет­ся свет­лой ис­то­ри­ей — по­доб­но то­му, как жизнь ста­новит­ся ув­ле­катель­ней и раз­но­об­разней пос­ле вис­ки. Кар­ти­на чёт­ко дер­жит эту дис­ципли­ну, не за­бывая на­поми­нать, что ге­рои не бес­смыс­ленные ал­ко­голи­ки, а об­ра­зован­ные эк­спе­римен­та­торы. Но за­мас­ки­рован­ные в тра­гико­медию проб­ле­мы ду­шев­ной пус­то­ты вы­рыва­ют­ся из обо­лоч­ки, под­вергая юмор кар­ти­ны ис­пы­танию в за­виси­мос­ти от ци­нич­ности зри­теля.

С од­ной сто­роны — под­держи­ва­ющее лю­дей го­сударс­тво, с дру­гой  — не­жела­ние вы­делять­ся сво­ими не­дос­татка­ми, не­воз­можность прыг­нуть вы­ше сво­их спо­соб­ностей и ви­зу­али­зация упу­щен­но­го вре­мени. Школь­ная сре­да нес­лу­чай­но кон­трас­ти­ру­ет с ду­шев­ным сос­то­яни­ем ге­ро­ев со­рока-пя­тиде­сяти лет. Без свет­лой грус­ти и улыб­ки вос­по­мина­ния о мо­лодом и нас­то­ящем се­бе прев­ра­ща­ют­ся в че­реду тра­гедий без хеп­пи-эн­дов, но и они пе­ри­оди­чес­ки про­ис­хо­дят воп­ре­ки тра­диции ждать худ­ше­го. Вско­ре ту­ман рас­се­ива­ет­ся, и ос­та­ёт­ся ут­реннее мрач­ное не­бо в ми­нима­лис­тичных ин­терь­ерах. Нас­то­ящее не­умо­лимо бь­ёт по су­щес­тву, как и на­ци­ональ­ная проб­ле­ма дат­ско­го ал­ко­голиз­ма.

На­вер­ное, это не­из­менные ин­гре­ди­ен­ты свет­ло­го про­из­ве­дения 40+. Вин­терберг с оди­нако­вой лю­бовью смот­рит на то, что гу­бит и не­нави­дят, ведь поз­во­ля­ет рас­ска­зать о судь­бе ма­ло­из­вес­тно­го че­лове­ка как о боль­шом праз­дни­ке. Су­щес­тву­ет че­ловек и улы­ба­ет­ся сквозь си­лы — это глав­ное. С но­вым воз­вра­щени­ем до­мой, То­мас!

«Ещё по од­ной» (2020): в про­кате с 12 но­яб­ря.