Найти в Дзене
Культур-трегер

Почему даже богатым Европейцам XIX века Петербург казался очень дорогим для жизни городом

В XIX веке Петербург считался одной из самых блистательных (для аристократии) столиц Европы, наряду с Парижем, Веной, Римом и Лондоном.
В XIX веке Петербург считался одной из самых блистательных (для аристократии) столиц Европы, наряду с Парижем, Веной, Римом и Лондоном.

В середине XIX века путешествовать по Европе могли позволить себе только аристократы и верхушка буржуазии, т.е изначально уже обеспеченные люди.

Тем более удивительно, что советы для желающих посетить Петербург европейцев давались с учетом того, что в столице России они должны быть готовы к более значительным тратам, чем у себя на Родине.

Вот некоторые выдержки из популярного справочника для путешественников Дж. Марри (издан в 1865 году в Лондоне):

"(...) В Петербурге неизбежны значительные, чтобы не сказать чрезмерные расходы, в особенности, если гость столицы желает принять в развлечениях и увеселениях, которые на протяжении зимних месяцев следуют друг за другом непрерывно; издержки будут в полтора раза выше, чем в Вене или Риме (...)".

Луи Жакотте "Вид Благовещенской площади а Петербурге", середина XIX века
Луи Жакотте "Вид Благовещенской площади а Петербурге", середина XIX века

В рассматриваемый период за британский фунт стерлингов давали примерно 6,25 рублей. Это означает, что при примерно равном уровне обеспеченности (одинаковое количество земли, недвижимости и т.п.), при подобном курсе национальных валют, средний английский аристократ был богаче среднего русского дворянина в 6 раз.

Получается, что даже при более сильном относительно рубля фунте, проживание английского аристократа в Петербурге, должно было показаться ему чрезмерно дорогим. Это похоже на парадокс, но, само по себе говорит об уровне цен в Петербурге середины XIX века. Следуя логике вещей, цены в столице империи такими и были - чрезмерными. Напрашивается вопрос, каков же тогда был уровень жизни низших классов?

Слева один из балов второй половины XIX века, которыми был так славен Петербург. Справа знаменитая картина Ф. Журавлева "Дети нищие"  (1860-е годы) показывает тяжесть жизни низших классов в России: у бедного, не по погоде одетого чиновника, просят милостыню совсем еще более оборванные дети.
Слева один из балов второй половины XIX века, которыми был так славен Петербург. Справа знаменитая картина Ф. Журавлева "Дети нищие" (1860-е годы) показывает тяжесть жизни низших классов в России: у бедного, не по погоде одетого чиновника, просят милостыню совсем еще более оборванные дети.

Смотрим дальше - теперь Дж. Марри предостерегает Британских аристократок: "(...) дамам желающим провести "сезон" в Петербурге следует помнить: русские дамы одеваются весьма роскошно хотя и с большим вкусом. Так как заказать туалеты в Петербурге чрезвычайно дорого, дамам лучше иметь при себе весь необходимый гардероб (...)".

Британская промышленность (в том числе и легкая) была в то время одной из самых развитых в Европе. Отдельно можно отметить и высокое качество производимой в тот период английской одежды.

Например, даже супруга Николая II императрица Александра Федоровна заказывала в Англии очень много повседневной одежды (сорочки, чулки, белье и т.п.). Получается, что даже с учетом разницы в курсе валют (не в пользу рубля), одежда в Британии была значительно дешевле, чем в России.

Справочники Марри были очень авторитетны в Европе (в них не было ни малейшего намека ни на политику, ни на идеологию), и их никто никогда не критиковал за глупые или неадекватные советы. Если говорить о России, то кроме предостережений о дороговизне жизни, все остальные рекомендации вполне дружелюбны и показывают Россию интересной и гостеприимной страной.

Приведу один пример: "(...)Прибывшие в Петербург путешественники, снабженные рекомендательными письмами, убедятся, что салоны здесь также блистательны, как и салоны Парижа. Обеды, приемы, званые вечера и балы следуют друг за другом столь быстро, что светскому человеку зима покажется скорее слишком короткой, чем слишком длинной (...).

Думаю Дж. Марри все же можно верить, и если он посчитал отдельное подробное предостережение о дороговизне жизни в Петербурге уместным, то скорее всего так и было в действительности.