Найти тему
Михаил Алексеев

Ответы на вопросы Большой этнографический диктант

Конституция Российской Федерации гласит: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Какие регионы России из нижеперечисленных имеют максимальное этническое многообразие?

а.

Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург

б.

Красноярский край, Ростовская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ

в.

Республика Дагестан, Республика Татарстан, Самарская область, Ямало-Ненецкий автономный округ

г.

Еврейская автономная область, Камчатский край, Республика Ингушетия, Республика Саха-Якутия

Правильный ответ:

а

Ответ неочевидный сразу, потому что традиционно в России на слуху этническое богатство Республики Дагестан, однако в 21 веке ситуация уже другая. Вопрос основан на следующих данных: Количество национальностей с численным составом не менее 100 чел. на регион. В группе «А» каждый регион имеет более 70 национальностей, в группе «Б» - не менее 60 национальностей, в группе «В» - не менее 50 национальностей. См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Том 4 – «Национальный состав и владение языками, гражданство». – М.: Росстат, 2012, таблица 4.

В 75-летие Победы в Великой Отечественной войне вспоминаем героическое прошлое. К концу войны советские войска составляли 8 фронтов: Ленинградский, три Белорусских, четыре Украинских. Почему фронты Великой Отечественной войны имели такие названия?

а.

Соответствовали территориям, где происходили бои

б.

Отражали национальный состав участников

в.

Являлись результатом военного шифрования

г.

Соответствовали местам формирования военных подразделений

Правильный ответ:

а

Фронт - оперативно-стратегическое объединение вооруженных сил, создаваемое обычно с началом войны. Предназначается для решения оперативно-стратегических задач на одном стратегическом или нескольких операционных направлениях континентального театра военных действий.

Что общего между Дважды Героем Советского Союза Иваном Христофоровичем Баграмяном (1897-1982), Героем Советского Союза Амазаспом Хачатуровичем Бабаджаняном (1906-1977), Героем Советского Союза Иваном Степановичем Исаковым (1894-1967) и Сергеем Александровичем Худяковым (1901-1950)?

а.

Полководцы Великой Отечественной войны

б.

Маршалы

в.

Земляки

г.

Все вышеперечисленное

Правильный ответ:

г

На самом деле, здесь нет неправильного ответа: все командовали войсками в годы Великой Отечественной войны; трое из них – маршалы, а один – адмирал (что соответствует маршалу); все четверо земляки, а двое из них – даже односельчане

Народные молдавские песни часто начинаются со слов "фрунзэверде фрумоасэ" - "лист зеленый и красивый", "лист зелененький жасмина", "листья красивые у дуба" и так далее. Песни с подобным зачином могут быть и о любви, и о семье, и тоске, и о разлуке, и о родине - о чем угодно. Эту уникальную черту молдавского и румынского фольклора использовал поэт Яков Захарович Шведов в песне, которую с 1944 года стали петь по всему Советскому Союзу, и на фронтах, и в тылу. Песня мгновенно стала по-настоящему народной. О какой песне идет речь?

а.

"Катюша"

б.

"Синий платочек"

в.

"Смуглянка"

г.

"Темная ночь"

Правильный ответ:

в

Изначально песня была написана в 1940 году после возвращения Бессарабии в СССР, но стала популярна именно в годы Великой Отечественной войны. Также: В трех остальных песнях нет внимания на листьях деревьев.

Восьмиконечная розетка✸– универсальный символ, который есть у многих народов. Он есть на гербах Республик Карелии, Мордовии, Удмуртии, Чувашии. Однако у разных народов он может иметь отличающиеся значения. Что символизирует узор «толэзё» в удмуртских орнаментах?

а.

Звезды

б.

Луну

в.

Солнце

г.

Цветы

Правильный ответ:

б

«Толэзь – луна, толэзё – лунный» - узор с таким названием особенно часто встречался в узорах удмуртских свадебных нагрудников. Также: Этот вопрос на развитие фантазии и понимание того, что разные культуры могут по-разному считывать значения внешне похожих символов.

В Россию на постоянное и временное жительство ежегодно приезжает около полумиллиона человек из более 100 государств. Ниже перечислены страны, из которых люди приезжают в Россию чаще. Из них на три страны приходится половина приезжающих. Какие это страны?

а.

Украина, Узбекистан, Казахстан

б.

Таджикистан, Армения, Киргизия

в.

Молдавия, Азербайджан, Белоруссия

Правильный ответ:

а

Демографический ежегодник России. 2019: Стат.сб. – М.: Росстат, 2019, с. 206; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году (Статистический бюллетень). – М.: Росстат, 2020, таблица 2.12

Раннюю историю этого народа и его передвижений ученые могли восстановить по его языку. Из иранских языков пришли слова «бахт» (счастье) и «зор» (сила), из армянского – «граст» (конь), из греческого – «дром» (дорога) и «форо» (город). Но большинство слов однозначно указывают на его индийскую прародину. Какой это народ?

а.

Горские евреи

б.

Езиды

в.

Осетины

г.

Цыгане

Правильный ответ:

г

Предки европейских цыган подолгу жили в разных регионах и в языке сохранились заимствования из местных языков. Подобное случалось и позже в Европе, например, в севернорусском диалекте цыганского языка есть много слов из немецкого, польского и русского языков, а в диалекте крымских цыган есть заимствования из крымскотатарского. Также: Слова в вопросе являются символическими для цыганской культуры.

С чего начинают устанавливать ненецкий чум в тундре:

а.

Натягивание покрышек («нюков») на шесты

б.

Установка шестов

в.

Сооружение очага

г.

Укладка досок пола

Правильный ответ:

в

Чум традиционно устанавливают женщины, и начинают установку именно с оборудования очага, вокруг которого и сооружается чум. Также: Это многовековой опыт поколений. Порядок установки чума отточен до жеста, опытные женщины могут установить чум и разместить в нем семью и вещи в любую погоду в течение часа.

В русском крестьянском доме выделяют четыре традиционных типа внутренней планировки. Главное отличие между ними – положение русской печи и ее устья относительно входной двери. Вопрос: а с какой стороны от печи находится «красный угол» - самое почетное место, куда вешали иконы, ставили стол и сажали дорогих гостей?

а.

Справа от печи

б.

Слева от печи

в.

За печью

г.

По диагонали от печи

Правильный ответ:

г

Это универсальное правило для всех типов планировки. Исторически связано с представлениями о сакральных центрах дома. Также: именно такое положение оптимально для работ внутри дома днем и расположения для сна ночью

Русская поговорка говорит, что «у бедняка шуба на рыбьем меху» - т.е. из чего-то невысокого качества или вообще – «ничто». Однако несколько народов России эту поговорку бы не поняли, потому что местные мастерицы умели шить из рыбьей кожи практически все: от красивых свадебных халатов до обуви и рабочих рукавиц. Где живут эти народы?

а.

Саяны

б.

Приамурье

в.

Поволжье

г.

Чукотка

Правильный ответ:

б

Самые известные мастерицы по работе с рыбьей кожей были у нанайцев, ульчей, орочей, нивхов – народов Приамурья, у которых именно рыболовство было основой хозяйства. Также: Саяны – горы и скотоводство, Чукотка – оленеводство и охота на морского зверя, в Поволжье нет подобных традиций

Удмурты называют это украшение чыртывесь, башкиры селтәр, хакасы – пого, одни используют монеты, другие – монеты и кораллы, третьи – разноцветный бисер. Что это за украшение?

а.

Налобная повязка

б.

Косник

в.

Нагрудник

г.

Пояс

Правильный ответ:

в

Эти украшения объединяет между собой не только место ношения – на груди, но и конструктивные особенности: существует тканевая или кожаная основа, на которую нашивают соответственно монеты, кораллы и бисер. Подобные украшения сегодня являются одним из важных символов этнической идентичности.

Это мучное блюдо есть у большинства тюркских народов России и стран СНГ и называется у всех практически одинаково. Оно упоминается в Словаре Махмуда Кашгарского XI века, и до сих пор популярно от Алтая до Крыма как праздничное или обрядовое блюдо. Как оно называется?

а.

Ватрушка

б.

Катлама

в.

Сочник

г.

Чак-чак

Правильный ответ:

б

Катлама – это в первую очередь лепешка, которую жарят, а не пекут. Блюдо очень древнее, является праздничным и обрядовым. Так, у многих тюркских народов и сегодня катламу обязательно жарят на поминки. Также: ватрушка и сочник – не тюркские блюда, чак-чак -известен у татар и башкир, но в большинстве кухонь тюркских народов чак-чак отсутствует.

С 19 века этот музыкальный инструмент приобретал всё большую популярность в России. В одних местах он стал символом завидного жениха, а в других – входил в приданное невест. Он известен в самых разных вариациях и под разными названиями: арган, венка, ливенка, пшинэ, комуз, саратовская, тальянка. Что это за инструмент?

а.

Гармоника

б.

Гитара

в.

Гобой

г.

Гусли

Правильный ответ:

а

Слово «тальянка», а также «арган» и «пшинэ» - это однозначно «гармонь». Да и все остальные варианты ответа просто никак не согласуются с вопросом.

В одной из республик России говорят более чем на 30 языках. Средневековые географы писали, что это «страна гор и гора языков». О какой республике Российской Федерации идет речь?

а.

Республика Алтай

б.

Республика Башкортостан

в.

Республика Дагестан

г.

Кабардино-Балкарская Республика

Правильный ответ:

в

На территории Республики Дагестан проживают более 40 национальностей, и у всех свой язык. Языком межнационального общения является русский язык

Новый год в традиционных календарях народов России наступает в разное время и отмечается разными праздниками. И только один из перечисленных ниже проводится в период летнего солнцестояния, когда местная природа расцветает. Какой это праздник?

а.

Буряты – праздник Сагаалган

б.

Лезгины – праздник Яран Сувар

в.

Шорцы – праздник Чылпажы

г.

Эвены – праздник Эвинек

Правильный ответ:

г

Сагаалган по лунному календарю приходится на февраль, Яран Сувар и Чыл пажы празднуют в марте. Только для эвенов, живущих в Якутии, настоящий расцвет природы связан с летом.

Представьте ситуацию: на улице мужчина верхом на коне видит идущую навстречу женщину. Как согласно адыгскому этикету должны поступить мужчина и женщина?

а.

Поздороваться друг с другом и продолжить свой путь

б.

Женщина - посторониться и остановиться, всадник - проехать мимо

в.

Всадник должен спешиться, взять коня под уздцы, пройти мимо женщины и только потом снова сесть в седло

г.

Мужчина – остановиться и подождать пока женщина уйдет

Правильный ответ:

в

Это правило Адыгэ Хабзэ, именно таким образом мужчина демонстрирует свое уважение к женщине в данной ситуации.

Про представительниц этого народа в Поволжье говорили, что их «сначала услышишь, а потом уже увидишь». И дело не только в обилии украшений, которые звенели при каждом движении. Этот финно-угорский народ создал уникальные традиции многоголосного народного пения, которое вскоре может быть объявлено объектом нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Что это за народ?

а.

Вепсы

б.

Ижора

в.

Мордва

г.

Татары

Правильный ответ:

в

Вепсы и ижора – не поволжские народы, татары – не финно-угры

Данный вид искусства основан на подражании природе и в прошлом использовался в магических обрядах, а сегодня – в эстетических целях и при исполнении эпических произведений. Существуют мужские и женские варианты. Башкиры называют это искусство «өзләү», алтайцы, хакасы и шорцы – «кай, хай». Им владеют также калмыки, буряты, якуты, чукчи, коряки и некоторые другие народы России. Но мировым центром этого искусства признана Тува, где 17 августа празднуют День Хоомея. Что это за искусство?

а.

Горловое пение

б.

Изготовление войлока

в.

Конные скачки

г.

Народные танцы

Правильный ответ:

а

Приведенные в вопросе термины известны многим, кто хоть раз слушал горловое пение, «кай» и «хоомей» стали чуть ли не интернациональными. Также: изготовление войлока и конные скачки не являются «подражанием природе», а народные танцы есть у всех народов.

В России, наверное, нет региона или культуры, в которой этому животному не отводили бы роль предка или родственника человека. Его боялись и уважали. Части его тела считались лекарствами или оберегами. А многие народы Сибири в честь него устраивали особые многодневные праздники со сложными обрядами и ритуалами, которые стараются поддерживать и сегодня. Какое это животное?

а.

Волк

б.

Медведь

в.

Олень

г.

Орел

Правильный ответ:

б

Именно медведь из-за своего строения и особенностей поведения может «сравниваться» с человеком. Охота на него опасна для человека. Поэтому Медвежий праздник рассматривался как установление мистической связи между миром людей и «иным» миром.

Дважды героя Советского Союза, военного-летчика-аса, Амет-Хана Султана (1920-1971) считают «своим героем» в двух регионах России, им особенно гордятся представители двух народов. Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» так вспоминал их разговор: «Чей же ты? - спросил я его однажды. - Я герой не татарский и не лакский, - ответил Аметхан. - Я - Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга? Я – человек». Вопрос: из какого города Амет-Хан Султан был призван в ряды Красной Армии в 1939 году?

а.

Махачкала

б.

Москва

в.

Симферополь

г.

Ярославль

Правильный ответ:

в

Он родился в Алупке, но в 1938 году окончил железнодорожную школу ФЗУ в Симферополе. В 1938-1939 годах работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1938 году окончил Симферопольский аэроклуб. Поэтому логично считать, что призвали его из столицы Крымской АССР

Описание герба Краснодарского края включает в себя следующие сведения: «Древки штандарта и знамен перевиты орденскими лентами, в память о двукратном награждении нашего края этой высокой государственной наградой». О каком ордене идет речь?

а.

Орден Ленина

б.

Орден Александра Невского

в.

Орден Святого Георгия

г.

Орден Дружбы народов

Правильный ответ:

а

Лента ордена Ленина используется в геральдике России довольно широко. Представляет собой ленту красного цвета с двумя узкими полосам жёлтого цвета ближе к краям. Источник информации: Мочёнов К.Ф., Коржик Ю.В., Раков А.В., Нагаевский В.В., Шарунов М.В., Сапелкин В.Н. Официальные символы Краснодарского края и муниципальных образований. М.,2007.

Что означает на «балачке», языковом кубанском диалекте, слово «горище»?

а.

Высокая гора

б.

Чердак

в.

Большое горе

г.

Подвал

Правильный ответ:

б

Одной из основ формирования «балачки» был разговорный язык восточных районов современной Украины, «горище» в переводе на русский язык - «чердак». Источник информации: Ткаченко П.И. Кубанский говор. Краснодар, 2008. https://bolshoy-beysug.ru/home/slovar.html?task=userslist&ft=username&listid=0&filter=Г

К числу коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, относятся:

а.

Шапсуги

б.

Армяне

в.

Черкесогаи

г.

Шорцы

Правильный ответ:

а

Шапсуги – один из субэтносов (племен) западных адыгов (черкесов) проживает на территории Краснодарского края с глубокой древности, что неоднократно подтверждается данными археологии и этнографии. Источник информации: Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255) (с изменениями от 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г.).

Второй по численности народ, проживающий на территории Краснодарского края:

а.

Греки

б.

Армяне

в.

Адыги

г.

Украинцы

Правильный ответ:

б

Источник информации: Всероссийская перепись населения 2010, а также данные этносоциального мониторинга муниципальных образований Краснодарского края. Публикация на сайте администрации Краснодарского края: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1140/

Из какого зерна изготавливается «пастэ», традиционное блюдо кухни адыгов, «местный черкесский хлеб»?

а.

Кукуруза

б.

Просо

в.

Рожь

г.

Пшеница

Правильный ответ:

б

Каша, сваренная из проса вкрутую - традиционная пища адыгов (черкесов) с глубокой древности. Печеный хлеб из пшеницы адыги не употребляли долгое время. Источник информации: Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII- первая половина XIX в.). М.,1967.

Какая из рек, текущих на территории Краснодарского края, на языке адыгов (черкесов) называлась «князь рек», «княжеская река»?

а.

Белая

б.

Кубань

в.

Туапсе

г.

Абин

Правильный ответ:

б

Согласно этнографическим данным, река Кубань по-адыгейски называется Пшиз (Пшыз), ученые осмысливают его значение как «Старый, князь», «Князь рек», «Старая, большая река». Источник информации: Виноградов В.Б. Топонимия средней Кубани. Армавир, 1993.

Согласно исследованиям ученых-этнографов, во время празднования Масленицы, этот старинный обычай отсутствовал у кубанских казаков:

а.

Изготовление вареников с творогом

б.

Конные скачки и джигитовка

в.

Сожжение соломенного чучела

г.

Кулачные бои

Правильный ответ:

в

Сожжение чучела - древний языческий обряд, не бытовал в кубанских казачьих станицах. В нашем регионе он появился значительно позже, в связи с мощной переселенческой волной русских крестьян, начавшейся во второй половине XIX века. Источник информации: Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

На каком языке разговаривали первопоселенцы основанного в 1839 году «Армянского аула» (будущий город Армавир)?

а.

На татарском языке

б.

На армянском языке

в.

На черкесском языке

г.

На русском языке

Правильный ответ:

в

Проживая в течение нескольких веков среди племен адыгов, местные «черкесские армяне» широко усвоили местные традиции и обычаи, в том числе и язык, совершенно перестав использовать армянский язык. Источник информации: Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918). Армавир, 2002.

Представители какого из казачьих войск Российской империи, не входили в состав образованного в 1860 году Кубанского казачьего войска?

а.

Уральского

б.

Кавказского линейного

в.

Азовского

г.

Оренбургского

Правильный ответ:

а

В процессе освоения и заселения земель современного Краснодарского края, особенно горно-предгорной зоны Закубанья, население станиц набиралось из числа казаков и их семей, служивших в нескольких казачьих войсках - Черноморском, Кавказском линейном, Азовском, а также Оренбургском. Источник информации: Военная история кубанского казачества / Сост., авторы текста и аннотаций Б. Е. Фролов, Т. В. Юрченко. Краснодар, 2012.

Чего кубанские казаки, вопреки нынешним стереотипам, никогда не носили?

а.

Ноговицы

б.

Серьгу в ухе

в.

Чевяки

г.

Папаху

Правильный ответ:

б

На данный момент этнографами и историками не зафиксировано ни одного случая или факта ношения серьги (как это было принято на Дону) в среде кубанских казаков. Источник информации: Оружие и мундир кубанских казаков конца XVIII- начала XX в. / Авт.-сост. Б. Е. Фролов. Краснодар, 2018