Найти тему
Ирина Дедюхова

Дар Персефоны

Данте Габриэль Россетти "Прозерпина"
Данте Габриэль Россетти "Прозерпина"

Честно, говоря, немного поразил развязный тон "сетевого срача" заметки Заказуха Николая Цискаридзе. Хотя полагала, что меня уже сложно чем-то удивить после его ролика с Мариной Федункив в одной майке в июньский период самоизоляции по поводу ковида. И если говорить о последовавшем затем ролике ЛавСтори... так лучше вообще не говорить. Там такие тонкие моменты, которые перестают ощущаться с окончательным переходом в маргинальщину. Ну, Наташа Королева там вроде мелькала... Так и сделали бы клип этой Наташе, которая и спела бы на порядок лучше, да и песенку бы подобрала... поприличнее-помелодичнее.

Речь в "Заказухе" идет в русле раскрутки скандальных постановочных моментов "Манон Леско", где засветилась женщина-культурист и какая-то анонимная обнаженная, прикрытая газеткой. Подробнее можно ознакомиться с новинками современной режоперы в публикации КП - "В Большом показали бесстыдство": зрители в ужасе от скандальной постановки.

Но ведь все это было уже и после "Детей Розенталя", после скандальной реконструкции ГАБТ, после "кислотной атаки"... А главное, это произошло после омерзительного по постановке, смыслу и самому устройству этой гадости - изгнания с поста директора ГАБТ в 2000-м году Владимира Викторовича Васильева, при котором все эти безобразия были бы попросту немыслимыми. А уж как выперли его, так и пошло-покатилось.

Но, как приходится не раз отмечать, сколько бы веревочке не виться. Пафос этой "Заказухи" совершенно неуместный. Типа все должны ценить их "исполнительское мастерство" (заодно и "исполнительское мастерство" пошлейшей Марины Федункив, раз они и с ней кривляются), а им совершенно без разницы, где и по какому поводу... "блистать".

Все это - дополнительная визуализация балетного фрагмента из кинофильма "Ночной портье" Лилианы Кавани. Это там, где голый эсэсовец блистает "великолепным исполнением" в столовке концлагеря.

Ассоциация совершенно прямая, поскольку сам Пуччини вполне сознательно вступил в фашистскую партию, продавшись за возможность устройства театра своего имени уже в тот момент, когда Муссолини начал устраивать публичные зверские убийства. Только вот дьявол всегда расплачивается глиняными черепками! Театрика Пуччини не дождаался, у него почему-то тут же рак обнаружился.

А тут бы по другому случаю пафос-то проявить... Некоторые постановки Большого театра требуют завершения и однозначной оценки.

В Содружестве Технарь уже многие дали ссылку на совсем давнюю статью Литературного обозрения "Воображение", которая касается как бы целей и задач искусства, а в частности там идет речь о загадках фильма Питера Гринуэя "Контракт рисовальщика", о некоторых символах и аллегориях, использованных режиссером.

Но сейчас внезапно "заговорил" один фрагмент, который на тот момент был актуален - о судьбе балетного премьера Павла Дмитриченко.

Солист балета Большого театра Павел Дмитриченко. Фото сцены из балета «Иван Грозный»
Солист балета Большого театра Павел Дмитриченко. Фото сцены из балета «Иван Грозный»
Проблема в том, что многие не понимают искусства, его смысла и назначения, а просто кормятся при нем. Даже не снизошли до проявления обычной и такой естественной человеческой жалости… Но тут все ясно. Поговорим о других, проявляющих жалость, но …слишком поздно, что эквивалентно понятию "не вовремя".
Ведь, если позволили публично уничтожить жизнь человека, то теперь зачем подписывать какие-то петиции. То что происходило с Дмитриченко с намеренной ничем не оправданной жестокостью, как раз и весьма красноречиво, говорило, что идет заказное преследование. Помните этот 19-часовой допрос, круги под глазами? Почему не выпустили не совершившего ничего артиста до суда? Ведь именно этого следовало добиваться в условиях нынешних судебных реалий.
Такой сценарий развития событий мог позволить рассчитывать на положительный исход дела. И кто не знал и не знает о настоящей практике современного судебного производства, когда маловероятно оправдание, сидящего в тюрьме обвиняемого? Вот когда и в чем следовало проявлять свою гражданскую позицию.
Тем более, что красноречивый прецедент был перед глазами. Дело А.Рябова было ещё так свежо. И вот сравнивая эти две ситуации, так очевидна преданность и верность учеников одного и равнодушие и трусость коллег другого. В случае с педагогом было сделано все, чтобы освободить человека из тюрьмы во время следствия. Была оказана мощная общественная поддержка, собраны деньги, привлечены авторитеты известных людей. А здесь? …
История с одиозным адвокатом Виолеттой Волковой, про которую всем все давно было ясно по её предыдущим процессам? Почему не было выступлений протии адвоката? История с оплатой более чем мутная. Обсуждаемая особа была уже скандально скомпрометировано своим поведением в процессе с Пусси. Её репутация однозначно подмочена. Просто, поражаешься всему происходящему. Такой отход от элементарных норм культуры и собственного я…

То есть, все дальше будет завершаться должным образом и в установленном порядке, а время, когда надо было сказать правду и сделать однозначный нравственный выбор, уже вышло. Так что все, кто воспринимал те события в качестве чего-то "аллегорического", вполне могут насладиться другой аллегорией - парочкой сочных гранатов в подарок от Персефоны.