Эту сферу можно назвать: умение общаться. Как только ребёночек рождается, у него в голове появляется пассивный словарный запас. Его слух привыкает к особенностям речи родителей. К шести месяцам многие детки уже откликаются на своё имя. Для этого с самого рождения нужно назвать ребенка по имени, когда обращаетесь к нему или общаетесь с ним.
Ребёнок начинает сопоставлять слова со значением. Он вдруг понимает слова "вода", "пить", "на", "дай" и другие. Некоторые значения слов он понимает по интонации, некоторые по предметам, некоторые по вашим действиям.
Самые "ходовые" слова переходят в активный словарный запас. Всё это время ребёнок общался с вами жестами, мимикой и интонацией. В хорошем настроении ребёнок произносил разные слоги, которые удобны его артикуляционному аппарату. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в развитии речи?
Целовать ребенка, делать артикуляционные массажи и зарядки. Всё это помогает ребенку почувствовать разные мышцы артикуляционного аппарата. Не обязательно усаживать ребенка для артикуляционной зарядки. Просто гримасничайте с ним, научите, что в зеркало самому себе показывать язык можно и нужно. Соревнуйтесь, кто быстрее почистит языком блюдце от варенья, кто сможет дотронуться кончиком языка к носу.
Для развития словарного запаса нужно просто больше общаться с ребенком (даже если ребенку только две недели). Родители должны научиться снисходить на уровень ребенка. Не относитесь к ребенку как к сорняку ("сам вырастет, особо с моей стороны участия не надо"). Ваше отношение к ребенку влияет на его речь. Уверен ли ребенок, что вы его любите?
В этой теме хотелось бы акцентировать внимание на нескольких пунктах.
- Учите ребенка выражать свои чувства, переживания. Когда у ребенка что-то болит, помогите ему рассказать об этом. "Как болит? Как будто колит иголочкой? Или как кто-то ударил?" Не требуйте от ребенка сразу чёткости в речи. Учите его этой чёткости постепенно.
- Мультики отупляют. Казалось бы, в мультиках много слов, они должны расширять словарный запас и т.д. Но нет. С массовым появлением гаджетов и интерактивных игрушек детская речь становится хуже и примитивнее. У логопедов больше работы, у детей больше стресса. Если учесть влияние мультиков и гаджетов на зрение и опорно-двигательный аппарат, то лучше до трёх- четырех лет мультики запретить совсем. Ничего дети не потеряют. С трёх лет не более получаса в день.
- Учите ребенка культуре приветствия, знакомства, телефонного общения, этикета в конфликтах и поведению при гостях. Этому всему нужно учить. Ребенок не умеет читать ваши мысли.
Речь – это ведущее средство общения. Мы, родители, можем помочь развитию речи наших детей. Для этого нужно
- беседовать с ними,
- рассказывать им,
- читать книги и обсуждать их,
- вместе решать бытовые ситуации,
- рассуждать с ребенком об окружающих явлениях и ситуациях.
Успехов вам в вашем общем с ребенком!