Во второй половине XVIII века, в Российской империи была создана система начального и среднего образования. Школьная реформа была проведена по личной инициативе Екатерины II.
В 1786 году была создана Комиссия об учреждении училищ, утвержден "Устав народных училищ в Российской империи".
По Уставу 1786 г. учреждались учебные заведения двух типов – главные и малые народные училища. Первые открывались по одному в каждом губернском городе, а вторые – по одному в каждом уездном городе. Главное училище являлось четырёхклассным с пятилетним курсом обучения (в последнем классе обучение было двухгодичным), малое – было двухклассным. На главные возлагалась задача подготовки учителей для малых училищ. Оба учебных заведения носили общеобразовательный характер. В каждом главном училище предусматривалось 6 преподавателей: два учителя для 3–4 классов, по одному для 1 и 2 классов, для преподавания рисования и иностранного языка также по одному. Училища находились под надзором губернатора, который управлял ими через приказы общественного призрения, ответственных за хозяйственную часть лиц и директоров, в ведении которых находилась учебно-воспитательная часть - Полное собрание законов Российской Империи. – СПб., 1830. № 16421, с.646-669
В Казанском наместничестве также не медлили, и уже 22 сентября 1786 года (день 24-й годовщины коронации Екатерины II) открылось Казанское главное народное училище.
В соответствии с правилами школьной реформы требовалось найти достойных учителей для народных училищ.
Учителями 3-го и 4-го классов в открывшемся народном училище были назначены Пётр Сироткин и Алексей Фиалковский. Первый был определён к преподаванию арифметики, механики и геометрии, второй – всеобщей и российской истории и географии. Учитель 1-го класса Степан Смирнов обучал букварю, знакомил с правилами для учащихся, преподавал сокращённый катехизис. Учитель 2-го класса Спиридон Николаев учил чистописанию и первой части арифметики -Российский государственный исторический архив. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3
Все учителя обучились в Санкт-Петербургской учительской семинарии. Двое были из Симбирского наместничества, один был местный, а четвертый из Демитровского уезда Московской губернии.
На момент открытия Казанского училища в него было принято 20 учеников. Разнообразие социального состава учащихся свидетельствовало об интересе к образованию во всех слоях населения. Материалы полугодовых ведомостей о состоянии училищ позволяют установить сословный состав учащихся в Казанском училище. На начало 1787 г. выходцы из купцов и мещан составляли среди них 53%, дворовые люди – 13%, дети нижних чинов армии и казаков – 21%, дети дворян, офицеров, чиновников – 13%. Эти данные позволяют заключить, что представители дворянства и чиновничества не желали обучаться вместе с представителями низших сословий - монография Г.Ибнеевой и Г.Кинзябулатовой "Начало школьной реформы в Казанском наместничестве (1786–1788 гг. )"
Устав 1786 года определял широкий набор общеобразовательных предметов, обязательных для программы главных и малых народных училищ. Указанные в Уставе учебные предметы, порядок их изучения не подлежали изменению. В Казанском училище в течение 1789 г. учащиеся 1–3-го классов сумели освоить ряд учебных дисциплин. Первый класс обучился письму, изучил в сокращённом виде катехизис, древний период истории. Второй класс продолжил изучать катехизис, арифметику до сложений именованных чисел, «закончили читать» историю Ветхого Завета. В третьем классе продолжали изучение грамматики, арифметики, географии, истории Греции. В четвёртом – повторяли российскую географию, учили всеобщую историю, российскую грамматику - монография Г.Ибнеевой и Г.Кинзябулатовой "Начало школьной реформы в Казанском наместничестве (1786–1788 гг. )"
При создании национальной российской школы существенным минусом было то, что государство не содержало его. Поэтому все необходимые средства изыскивались с местного общества в виде пожертвований. Это конечно было довольно большой обузой для губернаторов, которые не могли тратить казенные средства и постоянно должны были просить купцов и других состоятельных граждан помочь в финансировании школ.