Тут Роман Ковригин, автор проекта «Сделано у нас» и одноимённого канала на Дзене, опубликовал прелюбопытную статью «В России все люди получают достойные зарплаты. И это не шутка и не сарказм». Легко убедиться в том, что я поддерживаю и одобряю дело Романа и во многом с ним согласен. Например здесь.
Основной тезис статьи можно сформулировать следующим образом: зарплаты в России достойные, потому что соискатели вакансий на неё согласны и никто никогда не будет поднимать зарплату, если есть желающие работать за меньшую, а работодателю просто ничего бы не оставалось кроме как поднимать зарплату, чтобы не остаться без работников.
И в принципе, он приводит довольно сильные аргументы в пользу этого тезиса. А я бы с ним согласился, но не в этот раз. Вот такая ложка дёгтя будет, на первый взгляд, в стройных рассуждениях Романа. И тут, конечно, нужно дать пояснения.
Вообще, на мой взгляд, любые рассуждения о достойной или недостойной зарплате не имеют никакого практического смысла. Разве что наладиться разрывами пуканов дискутирующих. Дело в том, что на свою зарплату вы никак повлиять не можете. Она определяется не вашим желанием и даже не вашими усилиями по её повышению (не надо сюда включать рост заработной платы, сопряжённый с повышением квалификации, здесь работают принципиально разные системы), а сугубо бездушными обстоятельствами: закон, ситуация на рынке, экономическое положение, успешность предприятия и прочее (особенно прочее). Более того, никакой условный или безусловный Путин – Медведев – Мишустин – Кудрин, как показала практика, также не могут повлиять на зарплаты абсолютного большинства граждан России. Это я про майские указы от 7 мая 2012 года, пункт 1 а), абзац 5:
повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Как говорится, а воз и ныне там. Быть на полную ставку доцента невозможно – не дадут, ставки однажды срезали по самое «не балуйся». Чтобы хоть как-то сохранить преподавательские коллективы и не порушить учебный процесс, нашли «выход» из положения. Максимум 0,75 ставки. Но вот если бы я занимал бы полную ставку, да + то, да + это … и в Москву летит красивый отчёт.
Короче, на бумаге оно получается, а в реальности нет. В реальности средняя зарплата в Красноярске в 2020 году 48749 рублей. Разумеется, ни о каких средних зарплатах порядка или около 100К у преподавателей ВУЗов в Красноярске речи не идёт. И такая ситуация по всей стране, что прекрасно известно на самом верху и открыто обсуждается в Государственной Думе. Я процитирую Володина:
«Потому что не может такая зарплата мотивировать. Она составляет от 30 до 70 тысяч, если брать ассистента или доцента, – отметил Председатель ГД. — А заработная плата ректора – от 300 до миллиона».
Это абсолютно точные, реальные цифры. Они хорошо известны и никакими «красивыми» отчётами их не скроешь. Можете зайти на сайт Государственной Думы, написать обращение, излив весь свой гнев, и приложить расчётки заработной платы. Многие так и делают. Один из преподавателей нашей кафедры так сделал. И ответ даже получил. Преимущества цифровой экономики и цифровизации в целом. Да есть много и других способов получить объективную картину. Такой же разговор был у Володина со Скворцовой, когда она просто попыталась озвучить какие-то «красивые» отчётные цифры по зарплатам медицинских работников. Причём жесткий вполне.
И тут бы всяким хомякам Карнавального, оппозиционерам и антипутинистам прыгать от радости и вопить: «А мы говорили! Ваши поправки дерьмо! Путин вор! Едро воры! Всё провалили, ничего не сделано. Ужас-ужас-ужас-кошмар-беда».
Но оснований для этого нет. Я давно убедился: граждане этих категорий не обладают базовыми навыками чтения и понимания прочитанного. Мозг не тот. А в майских указах чётко прописано: Правительству Российской Федерации обеспечить. А правительство работает с руководством регионов, которых часто избирает народ. А народ нет-нет да и изберёт себе вора Фургала (ЛДПР) или альтернативно одарённого Левченко (КПРФ). Но мы все помним, что во всём виноват Путин! И нужно не рефлексировать, а распространять. О чём это я? Ах да!
Майские указы провалило не только правительство Медведева, но и главы регионов. Кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей степени. Тот же Левченко в Иркутской области вместо того, чтобы заниматься своим прямым делом кокетничал, а майские указы вообще пытался повертеть на причинном месте:
«Одним поднимут — у других получается меньше, другим поднимут — получается опять перекос. То, что попало в указы президента, подняли два года назад, не попало — подняли в прошлом году, в этом. Бессистемные сигналы идут из Москвы, за которыми я смысла особого не вижу»
Тут-то и выяснилось, что для повышения зарплат нужна слаженная работа правительства и регионов, а заключается она в том числе и в прозрачности деятельности регионов, и что повысить доходы регионов можно серьёзно сократив теневую экономику, и что в теневой экономике есть интересы уважаемых людей, и часто уважаемые люди – сами губернаторы их племянники и прочие многочисленные родственники. А есть ещё и московские уважаемые люди. И интересы всех этих уважаемых людей подпадают под статью 160 и широкий ассортимент главы 22 УК РФ. Но даже частичное искоренение зарплат «в конвертах» (часть теневой экономики) уже дало бы ресурсов, но … уважаемые люди. Хорошо, что есть Путин. Он всегда виноват. А ещё Едро. Хомяки сжуют. Не рефлексировать, а распространять.
Я убеждён, что Путин знал: майские указы практически выполнены не будут. Да, для их выполнения были все условия, были все необходимые ресурсы, имелись кадровые резервы. Губернаторам нужно было засучить рукава и работать. Шанс показать себя элите нужно было дать. Вот она себя и показала.
Более того, в 2015 году себе-то, премьер-министру и всем, чья зарплата считается от президентской, Путин подрезал зарплату на 10%. И далее несколько раз продлевал действие этого указа (взято отсюда). Но вы не прочитаете об этом у «Циничного юриста» и ни у одного «оппозиционного» канала, поскольку там публикуют только и исключительно лживое дерьмо, удобное для засорения мозгов.
К чему я всё это? К тому, что измерение зарплаты категорией «достойная/недостойная» просто не отражает реальной картины. Реальную картину показывает шкала «хватает/не хватает». Например, идём за продуктами и считаем реальную корзину покупателя.
В Красноярске средний поход в магазин на семью с двумя детьми это 1200 – 1500 рублей. 30 000 рублей в месяц улетает только на продукты. Квартплата за 2к квартиру 3500. Интернет 500, мобильник 350*3, бензин, электроэнергия, бытовая химия, бытовые вещи. Итого обязательные текущие расходы около 40 000 рублей в месяц. Не дай Бог заболеть. В этот месяце к расходникам добавятся лекарства + 2500 как минимум. Добавим сюда налоги, страховку на авто, плату за кредит и … денег хватает впритирку.
Да, уровень жизни приличный вполне. Мы не голодаем, нет тягостных нужд, нет неподъёмных долгов, но не остаётся практически ничего на семейный «фонд благосостояния», подушку безопасности.
И тут мы приходим к самому интересному. Для расширения кругозора советую ознакомится с докладом Натальи Васильевны Зубаревич на тему «Тенденции развития российских регионов» в Совете Федерации. Это я для тех, кто всерьёз считает, что высшее руководство страны витает в облаках и не владеет реальной ситуацией. Не только владеет, но и внимательно слушает экспертное мнение, из которого ясно видно, что шариковские = платошкиновские методы «взять, да и всё поделить» не работают. Простых решений там нет.
Предлагаю рассмотреть простую модель. Пусть есть 2 человека, примерно одно уровня образования, примерно одного уровня социального положения, оба ищут работу. У одного есть 1 000 000 рублей, который он может потратить свободно, а у второго есть 20 000 рублей. Очевидно, что первый может прожить спокойно без работы год, как минимум. А второй едва протянет месяц. Что происходит в ситуации, когда у наёмных рабочих нет возможности отложить достаточное количество денег (например, для того чтобы прожить без работы год). Они вынуждены соглашаться на очень невыгодные условия труда, в частности, на очень низкие зарплаты, потому что не могут себе позволить послать работодателя лесом и искать более выгодное предложение.
Что мы реально имеем:
59% россиян не имеют личных сбережений, а 41% копит, но большинству участников все реже удается откладывать. Только 15% опрошенных сообщили, что за прошедшие пять лет они увеличили размер регулярной суммы отчислений в копилку. Доля тех, кто копит средства, не меняется с 2012 года. Россияне в основном делают сбережения на краткосрочные цели, хранить эти средства они предпочитают либо в наличном виде (58,9%), либо в банках (30,3%).
Размер среднего депозита россиян около 200 тысяч рублей. 5 человек у 4 из которых в банке 0, а у одного 1 000 000 дают как раз такую картину. И вот эти 4 человека пойдут работать куда угодно, чтобы завтра расплатиться по кредитам, коммунальным платежам, алиментам, налогам и т.д. А у кого есть миллион можем позволить себе пойти переучиться или повысить квалификацию, или заняться совершенствованием реноме, во всяком случае, поискать предложение получше. Он свободнее.
Именно поэтому президент, аналитики, управленцы стараются не оперировать понятием зарплаты, а ориентируются на реально располагаемые доходы. Именно о них и имеет смысл говорить. Вот на свои доходы повлиять может каждый. Например, я дополнительно работаю на 0,5 ставки в НИИ. Кто-то сдаёт квартиру, доставшуюся от бабушки. У кого-то маленький бизнес.
И когда мне говорят о высоких зарплатах чиновников, то ничего, кроме иронии это вызвать у меня не может. Мне абсолютно плевать, какая у чиновника зарплата, поскольку она чётко определена законом. Совсем другое, какие у него доходы. Там может быть и конфликт интересов, и коррупция.
Я убеждён, что экономика может нормально функционировать только в условиях равенства шансов и возможностей, честной конкуренции, а не в условиях поголовной уравниловки или равенства результатов. И пока у нас будет такое сильное расслоение по доходам, ни о каком равенстве возможностей речи вести нельзя. Но решение этой задачи очень непростое.