Когда я готовил подкаст про "Мистические легенды городов России", наиболее простой частью для наполнения стали призраки Ульяновска, потому, что у этого абзаца была предыстория. История была мне интересна всегда, но где-то в районе 2011-2012 года, после окончания университета, во мне проснулось прямо-таки активное желание копаться в истории, рассматривать её не через призму больших имен и важных событий, а с точки зрения повседневности, городских легенд и прочих мелочей, которые создавали картину того, как жизнь текла 100-200 лет назад.
В 2014 году меня стрельнуло собрать подчерпнутые истории и поделиться ими с окружающими. Формата Дзена и подкастов тогда еще не было, зато я был молод, активен и на 30 кг. тяжелее, чем сейчас. Поэтому произошло событие, о котором я до сих пор вспоминаю с теплотой - я организовал маленькую экскурсию, которую нагло обозвал "Провинциальный детективъ", в которой прошелся по местам, связанным с дореволюционными преступлениями и городскими легендами. Недавно наткнулся на фотографии с неё и подумал, а почему бы не поддаться ностальгии, а заодно поделиться иллюстрациями к подкасту, и показать некоторые из тех мест, о которых рассказывал.
Та экскурсия началась от сохранившегося здания 1-ой полицейской части, охранявшей покой самого богатого, дворянского, района дореволюционного Симбирска. Такое разделение было условным. потому что в старом городе благополучные кварталы и сущие трущобы могли располагаться на разных сторонах одной и той же улицы.
Не удивительно, что одна из самых жутких историй произошла буквально на заднем дворе, в двух минутах ходьбы от полицейской части: "Слышится рев огня и страшный вой из Волчьего оврага, ныне застроенного гаражами - в XIX веке там сгорел дом одного из купцов, в котором пожарные обнаружили огромный подвал, где погибло несколько человек - ими были беспаспортные бродяги, которых практически в рабстве держал жестокий хозяин."
В подкасте я говорил, что страшные легенды иногда отлично проливают свет на аспекты нашего прошлого, о котором мы предпочитаем забыть. Например, открыв изданные в XIX веке "Исторические этюды русской жизни" Михневича, узнаем интересную вещь:
Беспаспортность — это такой вид преступности, который в настоящее время, кажется, нигде, кроме России, не встречается. Притом, беспаспортность — грех чисто крестьянский, по преимуществу, и очень уж наивный, чтоб в нём могли изобличаться люди заведомо порочные, искушенные городским пройдошеством и уменьем избегать цепких, но достаточно неуклюжих у нас рук полиции. Известно, что, в огромном большинстве, беспаспортные в столице попадаются среди простолюдинов и, главным образом, заезжих крестьян, прибывших в Петербург на заработки. В сущности, их даже нельзя называть, в строгом смысле, беспаспортными: паспорты у них обыкновенно имеются налицо, но только просроченные и, поэтому, потерявшие свою силу. Полиция, блюдя строжайшие паспортные правила, не вдается в эту квалификацию, — и без разбора «тащит» и «не пущает» и действительно беспаспортных, и тех, у кого паспорты не в порядке. Бесспорно, что немало есть случаев, где эта провинность является результатом пренебрежения к «законным требованиям» власти, распущенности и бездельничества, — редко злонамеренности, — но в массе беспаспортность является вследствие «простоты», малого знакомства с законами и, наконец, разных внешних неблагоприятных случайностей, играющих иногда такую огромную роль в судьбе и карьере русского человека, особенно — низшего класса.
"А в одном из старых корпусов областной клинической больницы с 1820-х годов содержался, по воспоминаниям одного из краеведов, “прелюбопытнейший старик из дворян, заточенный сюда после того, как топором зарубил всю свою семью” - вот он, один из самых старых корпусов. Для Ульяновска, старая застройка которого была утрачена, нынешняя клиническая, а ранее губернская, больница - это один из самых старых сохранившихся памятников архитектуры.
Ну, и напоследок, не могу не поделиться фотографией, сподвигшей меня на вступление к части про ульяновские легенды:
В городе Ульяновске, что когда-то звался Симбирском, тоже были свои жутковатые статуи, и нет, это не обязательный Владимир Ильич на главной площади, которая теперь называется соборной, хотя ни одного собора там нет - коллекция из гипсовых пионеров, свезенных со всей области на постамент перед зданием Ленинского мемориала, по ночам выглядит жутковато, но свидетельств о том, что в полночный час барабанщики начинают отстукивать ритм, горнисты - дуть в трубы, а красные знамена - развеваться - нет. Да и вообще, говорят, аллеи этой больше нет, и что-то мне подсказывает, что пионеры ушли не сами.
С этими (и другими) легендами российских городов можно познакомиться в одноименном выпуске моего подкаста, если тема вас заинтересовала, но вы по какой-то причине его пропустили: