Найти тему
Инженигер

Как чехословаки евреям «Мула» продали

Оглавление
Avia S-199 в израильском авиа музее. Источник: wikipedia.org
Avia S-199 в израильском авиа музее. Источник: wikipedia.org

29 ноября 1947 года ООН был принят план, согласно которому планировалось прекратить британский мандат в Палестине, и рекомендовалось создание на ее территории двух государств: арабского и еврейского. Понимая, что Ближний Восток находится «на пороге грандиозного шухера», группа будущих израильтян, чьей задачей была закупка различного вооружения для защиты будущего государства Израиль, уже в декабре того же года договорилась о небольшом «гешефте» с Чехословакией. Что это был за «гешефт» и пойдет речь в следующих строках моего повествования.

Avia S-199 чехословацкий «мессершмитт»

Avia S-199
Avia S-199

Так уж получилось, что в период Второй мировой войны в Чехословакии, которая находилась под оккупацией Германии и являлась одним из «заводов» по производству различного вооружения для нужд Германии, выпустили некоторое количество истребителей Bf-109 версии G-12 и G-14. Указанные истребители выпускались на заводе Avia недалеко от Праги, где после падения Третьего рейха остался задел истребителей в той или иной стадии сборки и большой запас различных запчастей для «мессершмиттов». Чтобы не дать пропасть добру понапрасну, чехами была предпринята программа по перевооружению чешских ВВС истребителями, которые можно было бы собрать из этого задела.

В итоге, чехам практически удалось собрать около 20 одноместных истребителей, которые получили наименование S-99, и два двухместных истребителя получивших обозначение CS-99. Однако, в силу непреодолимых причин, а именно пожара в конце 1945 года, был уничтожен весь запас двигателей DB605AS. Чехи не отчаялись и решили модифицировать истребители путем установки на них двигателей Jumo 211F и H мощностью 1350 л.с., первоначально предназначенные для двухмоторного бомбардировщика He 111, которые были доступны в изрядном количестве.

Замена двигателя потребовала перепроектировать носовую часть самолета, который получил новое обозначение S-199. Установка двигателя Jumo заметно повлияла на летно-технические характеристики самолета. Так, новый двигатель в сравнении с заложенным в конструкцию изначально, был тяжелее и менее мощным. Кроме того, пропеллер VS 11, был покрупнее и создавал больший крутящий момент. К примеру, на взлете при полном газе истребитель имел тенденцию отклоняться от прямой, что представляло опасность еще и по причине узкой колеи самолета. Больший вес двигателя привел также к изменению центра тяжести самолета, что в свою очередь привело к ухудшению управляемости истребителя. Испытания выявили значительное падение летных характеристик, и за свой норовистый характер истребитель получил прозвище «Мезек» (Мул).

Тактико-технические характеристики истребителя S-199

  • Максимальная скорость на высоте 6000 м: 598 км/час;
  • Дальность: 860 км;
  • Скороподъемность: 13,7 м/сек;
  • Вооружение: 2-а пулемета MG131 (13 мм), 2 пушки MG152 (20 мм), 1-а 250 кг или 4-е 70 кг бомбы.

«Жадные» евреи против «хитрых» чехословаков

Итак, возвращаемся к нашим евреям. Как уже было отмечено выше, группа евреев вступила в сговор с Чехословакией. Результатом этого сговора стала договоренность, что израильтяне передают чехам некоторое количество хрустящей валюты, а чехи в свою очередь поставляют различное вооружение. К радости израильтян, чехи практически отрывая от сердца и рыдая, даже согласились поставить десять одноместных истребителей Avia S-199. Знали бы евреи, что им «впаривают» чехословаки.

"Мулы" в израильской расцветке
"Мулы" в израильской расцветке

Для подготовки будущих израильских ВВС в Италии в тайне была создана летная школа, и оттуда и из Палестины в Чехословакию были направлены группы летчиков для двухнедельного обучения на новых самолетах. Сделка также включала поставку Чехословакией боеприпасов и бомб. В процессе получения самолетов израильтяне увеличили количество требуемых машин с 10 до 25, отказавшись от сделки с Мексикой на поставку 25 истребителей P-47D Thunderbolt.

14 мая 1948 года, было провозглашено создание нового государства Израиль на территории, выделенной согласно плану ООН. А уже на следующий день Лига арабских государств в составе: Сирии, Египта, Ливана, Ирака и Трансиордании решили пощупать Израиль за «влажное вымя» объявив тому войну.

Израильтяне спешил с вводом в строй новых истребителей и первый истребитель Avia S-199 был доставлен в Израиль на зафрахтованном транспортнике Douglas C-54 Skymaster 20 мая 1948 года, когда Израиль уже вел войну за Независимость со своими «арабскими друзьями». Остальные самолеты и вооружение доставлялись на израильских транспортниках Curtiss C-47 Commando и Lockheed C-69 Constellation. Истребители были быстро собраны инженерами недавно сформированной 101-й эскадрильи, самой первой истребительной эскадрильи ВВС Израиля.

«Мулы» в жарком небе Израиля

В ходе войны за независимость ситуация нередко становилась угрожающей для нового еще не окрепшего государства. Так, на юге египетский экспедиционный корпус, атаковав из Газы начал сокрушать боевые порядки израильтян. Когда египтяне достигли Ашдода, расположенного всего в 30 километрах южнее Тель-Авива, срочно потребовалась поддержка с воздуха. В дело вступила четверка «Мулов» которые поддержали наземные войска, нанеся удар по египтянам с воздуха. В итоге, наступательный порыв египтян был остановлен, и они отступили. Однако и израильтяне потеряли два из четырех самолетов. Один в результате наземного огня, а другой потерпел аварию уже при посадке в результате полученных повреждений. Потери в первой миссии составили 50%!

На следующий день два оставшихся истребителя были отправлены на штурмовку иракской бронетанковой колонны, которая проникла в центральную часть Израиля и достигла населённого пункта Тулкарма расположенного в 15 км от береговой полосы между Тель-Авивом и Хайфой, угрожая рассечь страну на две части. И вновь «Мулы» успешно отыграли свою роль, но потери вновь составили 50%.

-4

9 июня 1948 года два Avia S-199 из 101-й эскадрильи, которыми управляли Моди Алон и Гиди Лихтман, во время патрулирования к югу от Тель-Авива, заметили четыре египетских «Спитфайера». Гиди одерживает верх в битве, свалив один из «Спитфайеров» в море. Это была первая победа ВВС Израиля в воздухе, а также первое столкновение «Спитфайров» и «Мессершмиттов» после Второй мировой войны.

Итог

S-199 продолжали летать, но популярностью у пилотов не пользовались за свой специфический норов, а именно из-за сложности в управлении, в основном на взлете и посадке. В итоге, через год они были выведены из эксплуатации и заменены на истребители «Спитфайер».