Найти в Дзене

Почему игра на музыкальных инструментах противопоказана при дислексии и дисграфии?

Когда речь идёт о детях с дислексией, дисграфией, то занятия на музыкальных инструментах могут только навредить их учёбе.
Оглавление
Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

В одной из прошлых статей мы уже писали, что занятия музыкой не рекомендуются детям-дислексикам из-за того, что это приводит к ещё большей рассогласованности в работе полушарий головного мозга.

В первую очередь дислексикам противопоказана игра на музыкальных инструментах, где руки выполняют разные действия. Примерами таких инструментов являются:

  • Баян (аккордеон). При игре левая рука работает с басами, а правая – с клавишами (то есть совершаются разные движения), одновременно левая рука тянет меха.
  • Скрипка. Здесь правая рука работает смычком, а левой рукой зажимаются струны.
  • Гитара. Ситуация при игре на этом музыкальном инструменте схожая – левой рукой зажимаются струны, а правой осуществляется перебор или бой.

Как видим, при игре на этих музыкальных инструментах левая и правая руки выполняют разные движения, при этом левая рука получает даже большую нагрузку. А как известно, левая рука отвечает у нас за правое полушарие мозга, а правая рука – за левое полушарие. При дислексии же необходимо обеспечить доминацию именно левого полушария мозга (об это подробнее здесь). Соответственно, игра на музыкальных инструментах приводит к ещё большей рассогласованности в работе полушарий мозга.

Для хорошей учёбы необходима доминация левого полушария!

Фото из архива учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе. Занятия на программе коррекции "Успешный Старт".
Фото из архива учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе. Занятия на программе коррекции "Успешный Старт".

Конечно, не все музыкальные инструменты так влияют на работу мозга дислексика. Речь, в первую очередь, идёт о тех, где руки выполняют совершенно разные действия. Так, духовые инструменты будут в меньшей степени влиять на согласованную работу мозга, однако в любом случае негативное влияние всё-таки будет.

При рассогласованной работе мозга дети становятся крайне неустойчивы в психоэмоциональном плане. Они болезненно и остро реагируют даже на самые незначительные проблемы. Как только у них что-то не получается в учёбе, то они сразу начинают скандалить, заявлять, «зачем мне эта учёба», «я не хочу и не буду» и т.д.

«Рассогласованному» ребёнку практически невозможно контролировать свои эмоции, в том числе и агрессию.

Разумеется, мы не призываем отказываться от музыкального образования для детей, но родителям детей-дислексиков необходимо знать, что это может ещё больше усугубить дислексические проблемы.

Фото из архива учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которое наглядно показывает как будет сидеть во время занятия ребёнок с высокой согласованностью в работе полушарий мозга.
Фото из архива учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которое наглядно показывает как будет сидеть во время занятия ребёнок с высокой согласованностью в работе полушарий мозга.

Поэтому первое, что необходимо сделать при дислексии, – начать работать над обеспечением доминации левого полушария мозга, которое отвечает за логику и обучение. Конечно, у ребёнка с выраженной согласованностью в работе полушарий мозга тоже присутствуют отрицательные эмоции, но он может их контролировать и понимать, почему ему надо прикладывать усилия к учёбе и почему надо выполнять тот или иной вид работы.

Фото из архива учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которое наглядно показывает как будет прикладывать усилия во время выполнения физических упражнений ребёнок с высокой согласованностью в работе полушарий мозга.
Фото из архива учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которое наглядно показывает как будет прикладывать усилия во время выполнения физических упражнений ребёнок с высокой согласованностью в работе полушарий мозга.

Уважаемые родители!

Развитие музыкальных способностей ваших детей – это, конечно, очень здорово и правильно. Но если вы воспитываете ребёнка-дислексика, то желательно убедиться, что игра на музыкальных инструментах не приносит ему вреда. Если это так, то лучше поубавить свои амбиции и не пытаться вырастить из своего ребёнка нового Паганини, а сначала помочь ему справиться с трудностями в чтении и письме и научиться пользоваться возможностями своего мозга.